«Глухая стагнация» осталась позади, но тот рост, который мы сейчас наблюдаем, наводит на мысль, что российская экономика снова выдыхается. Об этом сообщили специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Некоторые экономисты предупреждают: есть признаки приближения нового кризиса, речь идет о существенном падении грузоперевозок и спроса на рабочую силу. Следующий год будет решающим для экономики: он покажет, насколько эффективны амбициозные государственные проекты.
Экономический рост за последние два квартала несколько ускорился. При этом медленный, но устойчивый рост наблюдается уже три года – с третьего квартала 2016-го.
В целом можно сказать, что из «глухой стагнации» российская экономика вышла. Но, как при этом сообщают в своем аналитическом обзоре специалисты ЦМАКПа, несмотря на определенные успехи, она «вышла в неожиданно низкие темпы».
Реальные располагаемые доходы населения (в процентах к среднеквартальному значению 2013 года). Источник: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования |
В итоге, как сообщают исследователи, «картина Slow-Up (и не только в смысле арифметического «замедления», но и «выдыхания» роста) выглядит, к сожалению, законченной и гармоничной: «стоят» или медленно растут все основные компоненты конечного спроса – потребление населения, инвестиции и экспорт». При этом, по их мнению, необычно низкий уровень инфляции – «скорее не позитивная, а негативная характеристика: он свидетельствует о низком спросе в российской экономике».
«Заявленный курс государства на интенсификацию развития означает не только попытку немного нарастить арифметические темпы роста, но и постановку задачи на перелом тренда и формирование новых отраслевых центров роста», – сообщает ЦМАКП.
По прогнозу аналитиков Bloomberg, следующий год станет действительно решающим для российской экономики: он покажет, «можно ли будет достигнуть намеченных президентом Владимиром Путиным целей». При этом, как уточняют аналитики, главная хорошая новость на экономическом фронте в этом году – снижение инфляции. «Однако реальные располагаемые доходы восстанавливаются медленно, хотя изменение в этом году способов подсчета привело к улучшению показателей», – замечает Bloomberg.
К слову, по поводу реальных располагаемых доходов населения в ЦМАКПе сообщили, что формально в официальной статистике теперь фиксируется их рост, «однако оснований полагать, что благосостояние населения действительно улучшается, вероятно, нет». «Это не подтверждается динамикой косвенных индикаторов – ни динамикой реальной оплаты труда, ни потребления населения», – утверждают в ЦМАКПе.
Некоторые показатели при этом вызывают особую тревогу. Во-первых, снижение спроса на рабочую силу становится хроническим. «В ноябре потребность в рабочей силе (количество размещенных вакансий на бирже труда) снизилась на 1,2% в годовом выражении (в октябре было снижение на 0,8% год к году, в сентябре – на 0,4%). Годовая динамика этого показателя третий месяц подряд остается отрицательной, и это позволяет говорить уже об устойчивом тренде», – сообщил в своем Telegram-канале MMI директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития). По его словам, переход этого индикатора в отрицательную область всегда становится предвестником кризиса в экономике.
Во-вторых, снижается грузооборот транспорта. В ноябре спад составил в годовом выражении 1,5% против нулевой динамики в октябре, объем коммерческих перевозок грузов сократился в ноябре в годовом выражении на 7,8% после падения на 4,7% в октябре, перечислил Тремамов. В целом за 11 месяцев грузооборот транспорта вырос лишь на 0,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а объем коммерческих перевозок грузов просел на 4,3%. «Грузоперевозки – еще одна отрасль, которая под конец года уходит в глубокий минус. Спад в этом сегменте сопоставим с кризисом 2014–2016 годов», – предупреждает он.
Наконец, по замечанию Тремасова, хоть Росстат и фиксирует ускорение роста зарплат до 7,3% в номинальном выражении, или 2,5% в реальном выражении по итогам десяти месяцев, это ускорение «выглядит странным на фоне снижения спроса на труд и не соответствует ситуации с внутренним спросом».
В отличие от главы Минэкономразвития Максима Орешкина Центробанк (ЦБ) не считает первую половину следующего года потерянной для экономики РФ (об Орешкине – см. подробнее «НГ» от 16.12.19). «По нашим оценкам, произошедшее в третьем квартале 2019 года некоторое ускорение темпов роста российской экономики продолжилось в четвертом квартале 2019-го и сохранится в первом полугодии 2020-го. Этому будет способствовать оживление потребительского спроса, рост бюджетных расходов, смягчение денежно-кредитных условий и в целом благоприятная ситуация на российском финансовом рынке», – сообщил в четверг Центробанк в обзоре «О чем говорят тренды».
«Рост российской экономики продолжает ускоряться и, по оценкам, выйдет на потенциальные темпы в первом полугодии 2020 года. Ускорение роста внутреннего спроса происходит благодаря оживлению потребительских расходов домохозяйств, а также стимулирующей бюджетной политике со второй половины 2019 года», – считают в ЦБ.
Аналитики обращают внимание: нацпроекты при существующем недостаточно эффективном подходе к их реализации – это не панацея. «Утверждение сотен показателей и мониторинг их достижения – еще не залог успешного результата. Показатели зачастую имеют мало отношения к жизни граждан. Пока вместо экономики для людей мы строим экономику показателей», – пояснила зампредседателя Счетной палаты Галина Изотова. Она уточнила: «Это не значит, что от показателей надо отказаться. Это значит, что надо сконцентрироваться на небольшом числе ключевых показателей и сделать методики их расчета открытыми, понятными и прозрачными».
комментарии(0)