Фото pixabay.com
Производство рыбной продукции в РФ, по данным Росстата за 2018 год, выросло на 1,3% – до 2,89 млн т. Успех отрасли во многом связан с поддержкой государства, что позволило предприятиям наращивать объемы производства, а также привлечь интерес к отрасли новых игроков. Продовольственное эмбарго, введенное в 2014 году как ответная мера на санкции Запада, сильно затронуло рынок выращивания рыбы лососевых пород. Фактический запрет на ввоз красной рыбы взвинтил ее стоимость в России, а государство стало искать пути замещения импортной рыбы отечественной.
Неудивительно, что выращивание красной рыбы привлекло пристальное внимание инвесторов. Ежегодно Росрыболовство отчитывалось о приросте производства форели, и планы на увеличение производства были построены уже на много лет вперед. Но, судя по всему, этим планам не предстоит сбыться, поскольку над рынком нависла угроза передела собственности. Развитие рынка и все растущие объемы господдержки привлекают тех, кто стремится перехватить бизнес у крупных игроков, чтобы затем обанкротить предприятия и свести на нет развитие отрасли.
В качестве примера можно привести попытки рейдерского захвата некогда крупнейшего производителя форели в Ленинградской области холдинга «Рыбстандарт». Захват здесь вошел в стадию уголовного преследования собственника в рамках возбужденного, как кажется, по мифическим основаниям уголовного дела о хищении денежных средств у собственной же компании. При этом надеяться на защиту правоохранительных органов собственникам в РФ, похоже, не приходится.
Холдинг «Рыбстандарт» состоит из нескольких одноименных компаний, занятых выращиванием радужной форели в водоемах Ленинградской области. Еще этой весной он являлся вертикально интегрированным и был уникальным для отечественного рыбного рынка – это полная цепочка от выращивания форели от малька в УЗВ-центре на калужском предприятии «Селекционный центр аквакультуры» до товарной рыбы в открытых водоемах Ленинградской области и далее переработки продукции на собственных производственных мощностях с последующей реализацией переработанного продукта через федеральные сетевые магазины.
В последние два года работа «Рыбстандарта» стала успешной, что совпало с приобретением компаний холдинга Дмитрием Пальшиным. Он резко вырвался вперед по производственным и финансовым показателям, привлекая все большее внимание недоброжелателей.
Как говорит адвокат Пальшина Михаил Шабельник, нападки на его доверителя начались с разных сторон. По словам защитника, с одной стороны, есть некие фигуры, утверждающие, что представляют интересы известного в правовой сфере Николая Егорова, которого СМИ, например, РБК (25.04.16) называли однокурсником президента. С другой – претендентами на холдинг выступают Георгий Копыленко и Андрей Пашковский, которые представляются доверенными лицами Андрея Юкова. «Попытки захвата рыбных предприятий Пальшина начались весной 2019 года, когда в рамках уголовного дела, возбужденного по заявлению Егорова против председателя правления обанкротившегося ОФК-банка Николая Гордеева, Cледственное управление арестовало активы холдинга, в том числе и предприятия Пальшина, не имеющие никакого отношения к холдингу и уголовному делу», – считает Шабельник.
По его словам, незадолго до этого начался массированный обзвон ключевых сотрудников компаний Пальшина. Сотрудникам угрожали уголовным преследованием, если они не будут сотрудничать или не уволятся. Результатом стал уход фактически почти всего топ-менеджмента. Затем последовал еще удар: арест активов и даже живой рыбы – единственного источника денежных средств в компании. Как рассказывает Шабельник, однажды в офис «Рыбстандарта» ворвался человек, представившийся Сергеем Николаенко и назвавшийся доверенным лицом Егорова, который угрожал всем преследованием со стороны Следственного комитета и требовал переписать доли всех рыбных компаний на лиц, которых он укажет.
В свою очередь, второй адвокат предприятия, Роман Веремеев, сообщил, что в то же время в хозяйствах «Рыбстандарта» появились круглосуточные пункты ЧОПа, которые стали отслеживать деятельность холдинга и запугивать сотрудников. Но Пальшин сдаваться отказался, и первая попытка отжатия бизнеса была сравнительно успешно отражена его адвокатами. Хотя его бывший партнер по бизнесу Дмитрий Плащук (владелец ООО «Селекционный центр аквакультуры») поступил иначе – теперь у компании другой гендиректор и собственник.
Но здесь в игру вступила вторая группа. Как предполагает Пальшин, Копыленко и Пашковский могли договориться с его экс-партнером Дмитрием Плащуком и нанесли неожиданный удар: внезапно сменился гендиректор в торговом доме «Рыбстандарт», через который шла реализация готовой продукции, и теперь вместо Пальшина, согласно данным сервиса «Синапс», ее руководителем значится Андрей Лайко, а заместителем Дмитрий Богачев. Они же, по данным «Газеты.ру» (06.05.18), участвовали в громком деле о банкротстве компании «ВИМ-Авиа», в ходе которого ее руководители «пропали», а 1300 сотрудников потеряли работу.
Пальшин излишне доверчиво отнесся к новым лицам и продолжил выполнять функции гендиректора в переходный период и регистрации в налоговой инспекции, дал добро на платежи со своей электронно-цифровой подписью. Учитывая, что единственными поставщиками товарной форели для «Рыбстандарта» являлись компании, принадлежащие Пальшину, а обязательства по ее поставке в торговые сети уже были заключены, Пальшин осуществил несколько платежей в качестве предоплаты поставки рыбы на одну из своих компаний. После чего он поставил продукцию в полном объеме, что позволило торговому дому исполнить свои обязательства перед контрагентами. Но новые «партнеры», воспользовавшись, очевидно, оплошностью Пальшина, написали заявление в полицию по факту хищения им денежных средств в особо крупном размере.
Офис «Рыбстандарта» снова стал эпицентром событий, но уже при участии явно мотивированных правоохранительных органов. Контрагентам холдинга стали звонить люди, которые, представляясь сотрудниками ОБЭПа, угрожали последствиями, если те будут покупать форель не у торгового дома «Рыбстандарт», а у компаний Пальшина напрямую, также от них требовали дать показания по абсолютно смешным и вымышленным фактам.
Адвокаты Пальшина утверждают, что на стадии доследственной проверки предоставили ответственным оперуполномоченным исчерпывающий комплект документов, подтверждающих обоснованность и реальность поставок форели в торговый дом по совершенным платежам, ветеринарные свидетельства, заявки торговых сетей, товарные накладные; информировали следственные органы о необходимости проверки выписок по расчетному счету торгового дома «Рыбстандарт», где отражены все поступления денежных средств от контрагентов по поставкам форели, совершенным в рамках взаимоотношений между компаниями. Но всех этих документов оказалось недостаточно для того, чтобы объяснить, что в деле нет состава преступления, а у бизнесмена не было никакого умысла наносить ущерб компании.
Пальшин заподозрил, что задачей следственных органов может быть не проведение реальной проверки, а оказание давления, чтобы бизнесмен переписал доли в своих компаниях на захватчиков. После возбуждения уголовного дела в офис «Рыбстандарта» снова наведались представители СК, рассказывают защитники Пальшина, по словам которых следователи не допускали на обыск представителя собственника с нотариальной доверенностью и адвоката. За супругой Пальшина, по ее мнению, ведется слежка, хотя на иждивении у нее ребенок полутора лет. По словам адвокатов Пальшина, обращения с жалобами на действия правоохранительных органов к результатам не приводят, их, похоже, просто игнорируют, отделываясь отписками.
Отметим, что подобные скандальные истории сводят на нет все старания государства по развитию отрасли. Рейдерский захват может привести к уничтожению крупнейшего производителя форели, что вызовет неминуемый рост цен на и без того недешевую красную рыбу. А это уже удар по социально-экономической политике государства и попытке развивать импортозамещение.
комментарии(0)