Глава Минэнерго РФ Александр Новак считает, что поставки газа по новому газопроводу «Северный поток – 2» могут начаться еще до Нового года. Фото РИА Новости |
Российские чиновники пока настроены оптимистично относительно перспектив рынка углеводородов, и в первую очередь нефтяного. К примеру, глава Минэнерго РФ Александр Новак заявляет, что спрос на нефть в 2020 году будет на 1 млн барр. в сутки больше этого года. «Я считаю, что здесь нужно ориентироваться на показатели, которые публикуют различные агентства, целенаправленно и профессионально занимающиеся прогнозированием. Они, как я понимаю, сейчас достаточно консервативно относятся к спросу, но часто ошибаются», – сказал он.
Речь идет о прогнозах Минэнерго США, Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и Международного энергетического агентства (МЭА). «На 2019 год у Минэнерго США и МЭА рисуется практически баланс на рынке нефти (небольшой избыток спроса), тогда как у ОПЕК, наоборот, спрос на нефть выше предложения», – комментируют прогнозы аналитики Промсвязьбанка. В то же время на 2020 год МЭА и Минэнерго США прогнозируют рост предложения на рынке. «МЭА ждет резкого (на 1 млн барр./день) падения спроса на их нефть... Минэнерго США же, напротив, прогнозирует весьма умеренное снижение предложения нефти странами ОПЕК, но также ждет роста спроса на свою нефть (что логично), что в итоге приведет к формированию навеса предложения в 2020 году», – замечают аналитики.
Энергоресурсы – важнейший компонент российского бюджета, доходы от продажи углеводородов составляют почти половину от всех поступлений в казну.
И если на рынке нефти российские власти пока не ждут прилета черных лебедей, то ситуация на рынке природного газа, похоже, не так однозначна.
Из-за падения мировых цен на сжиженный природный газ суда-газовозы отказываются от перевозок этого груза. Фото Reuters |
При этом доля российской компании на европейском газовом рынке может сократиться почти вдвое. Основной причиной снижения импорта трубопроводного газа Европой, как подчеркивается, будет как раз таки рост поставок СПГ. Исходя из прогноза МЭА, на российский холдинг будет приходиться не более 20% от европейского рынка газа к 2030 году. Для сравнения: в 2018 году на долю «Газпрома» пришлось 36,7% всего рынка (см. «НГ» от 14.11.19).
МЭА прямо говорит: трубопроводный газ в ближайшей перспективе начнет проигрывать конкуренцию сжиженному.
На фоне роста торговли СПГ агентство ожидает изменений и в ценовой привязке контрактов на продажу этого вида газа. «Рост объемов спотового рынка и большая гибкость в доставке ускоряют переход к формированию цен на СПГ по рыночному принципу и уход от привязки контрактов к цене на нефть. В базовом сценарии доля контрактов, привязанных исключительно к нефти, в Азии снизится с сегодняшних примерно 80% до менее чем 20% в 2040 году», – не исключает МЭА.
В то же время сохраняется неопределенность вокруг масштабов и устойчивости спроса на СПГ, замечают в агентстве.
И это действительно проблема. В настоящий момент цены на СПГ снижаются, а рынок страдает от избытка предложения. Мировой рынок сжиженного газа переполнен новыми предложениями на фоне замедления спроса в ключевых странах, в результате чего некоторые трейдеры получают грузы, которые они купили, но не могут перепродать. Это заставляет их предпринимать более чем нестандартные решения.
К примеру, сингапурский импортер и продавец газа Pavilion Energy решил отказаться от получения СПГ, но оплатил его. «Pavilion Energy оценила планирование и другие коммерческие вопросы, а затем приняла решение не принимать груз в полной координации с поставщиком», – приводит агентство Reuters заявление компании. Эксперты считают, что в данном случае компания решила таким образом минимизировать потери.
Однако не исключено, что другие покупатели последуют примеру сингапурской компании – заплатят без загрузки СПГ.
И для этого, похоже, есть все основания. Эксперты указывают на избыток СПГ на рынке. Если раньше излишние поставки можно было отправить в европейские хранилища газа, то в этом году мощности ЕС переполнены, сообщает Reuters со ссылкой на трейдеров. «Грузы СПГ в Европе торгуются с большими скидками из‑за высокого уровня хранения и ограниченного количества мест, доступных для приема этих грузов... Плюс ставки доставки довольно высоки», – сказал один из сингапурских трейдеров.
Кроме того, основной покупатель сжиженного газа – Китай – снижает спрос на топливо. Рост спроса на СПГ в КНР в текущем году замедлится до 14–17% с 41–42% годом ранее, полагают аналитики Wood Mackenzie и IHS Markit.
Растет число судов, плавающих с грузами на борту около месяца или даже более. Эксперты напоминают, что хранить СПГ на судне более двух месяцев проблематично. Это значит, что поставщики будут стараться выгрузить такие суда как можно скорее. «И, вероятно, предлагать такие грузы будут со значительной скидкой, что окажет давление на рынок», – пишут СМИ. Только за последний месяц плавающие объемы американского СПГ составили 1,1 млрд куб. м, сообщает агентство Standard&Poor’s Global Platts.
Избыток предложения уже ведет к снижению цен. За последний месяц азиатские цены на СПГ имели тенденцию к снижению. К примеру, СПГ с поставкой в декабре на голландском газовом хабе, который является ориентиром для СПГ, прибывающего в Европу, на этой неделе торговался ниже 5 долл. за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ), что на 45% ниже его цены год назад, пишет Reuters. При этом в начале ноября средняя цена на СПГ с поставкой в декабре в Северо‑Восточную Азию оценивалась в 5,9 долл. за 1 млн БТЕ, что на 0,40 долл. ниже, чем неделей ранее.
Сложившаяся ситуация на рынке СПГ в Северо‑Восточной Азии, где цена поставки 1 млн БТЕ газа за последнюю неделю рухнула сразу на 7,5%, демонстрирует хрупкий баланс на глобальном рынке СПГ, считают эксперты «НГ». «Мир озабочен улучшением экологии, и за счет появления такой технологии, как сжижение природного газа, в отрасли наблюдается бум инвестиций в строительство заводов по производству СПГ, терминалов по его регазификации и танкеров‑газовозов», – говорит руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. «Падение азиатских цен привело к сокращению разницы цен между Европой и Азией, что может оказать дополнительное давление на спотовый рынок в Старом Свете. Это не лучшая новость для «Газпрома», который и так ощущает давление из‑за Третьего энергопакета», – продолжает он, отмечая, что в этом году газовый холдинг ожидает снижения экспорта в дальнее зарубежье. При этом средняя стоимость газа, по оценкам менеджмента, понизится на 13% из‑за высокой базы прошлого года и растущей конкуренции со стороны СПГ, уверен эксперт. И ситуация для «Газпрома» в ближайшие годы не станет лучше.
Некоторые эксперты «НГ» сомневаются в том, что падение цен на СПГ будет носить долгосрочный характер. «Динамично растущая индустрия СПГ переживает «детскую болезнь роста» – кризис перепроизводства, когда предложение превысило спрос на основных локальных рынках. Перевод энергетических мощностей с других на этот вид топлива отстает от темпов наращивания мощностей производителей СПГ, поскольку требует дополнительных затрат. А на рынках, где присутствует предложение трубопроводного природного газа, СПГ проигрывает ввиду более высокой себестоимости», – считает эксперт‑аналитик компании «Финам» Алексей Калачев, не исключая, что в перспективе СПГ может отнять часть рынка у природного газа и других источников энергии за счет более высокой мобильности и технологичности.
«Рынок СПГ все еще находится в начальной стадии своего развития: ежегодно запускаются перспективные производства, которые должны существенно увеличить его объемы на рынке и помочь странам в конкурентной борьбе. Все это приводит к переизбытку топлива и вызывает очевидные проблемы в виде снижения цен и перегрузки транспортной инфраструктуры», – соглашается ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский.
Нужно не забывать, продолжает Калачев, что экспорт природного газа приносит стране лишь около 10% экспортной валютной выручки (а уголь – около 4%), в то время как сырая нефть – около 29% и еще около 28% – экспорт продуктов нефтепереработки. «Кроме того, даже цена СПГ в диапазоне 5–6 долл. за 1 млн БТЕ вполне комфортна для «Газпрома». В пересчете это соответствует диапазону 178–214 долл. за 1 тыс. куб. м природного газа», – говорит он.
Для РФ рынок СПГ является стратегическим на ближайшие десятилетия, и Россия уже вошла в лидеры по поставкам СПГ в Евросоюз, ее доля на мировом рынке приблизилась к 9%, напоминает директор Фонда развития права и медиации ТЭКа Александр Пахомов. «Дальнейшие планы для РФ – это рынки Азиатско‑Тихоокеанского региона, а за счет развития Севморпути транспортировка в Азию будет дешевле, чем из США или Катара», – рассуждает он.
«Затоваривание сжиженным газом наблюдается, так как фактические цены превышают первоначальные ожидания заказчиков, дополнительных приличных расходов требует и строительство терминалов для приема СПГ», - говорит шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. Однако проблема эта в большей степени касается американского газа, считает он. «На поставки СПГ из России и на заключение новых контрактов с российскими компаниями все это либо никак не повлияет, либо же и вовсе приведет к увеличению доли спроса на мировом рынке именно на наш СПГ: прежде всего из-за его более низкой себестоимости, а также из-за того, что маршруты доставки от российских берегов до потребителя, как правило, оказываются короче», - сообщает эксперт.
комментарии(0)