Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Во вторник в зоне РФ заработал новый интернет‑ресурс под игривым названием «За бизнес». На этом сайте ограбленные и посаженные предприниматели смогут оперативно жаловаться на злоупотребления силовиков всех мастей. Эксперты считают, что надо либо сразу расширять функционал сайта, либо создавать несколько подобных, потому что работе предпринимателей мешают не только силовики, но и чиновники всех мастей и даже депутаты.
Во вторник в Москве торжественно запустили цифровую платформу по работе с обращениями предпринимателей. Сайт забизнес.рф был запущен Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово‑промышленной палатой (ТПП), «Деловой Россией» и «Опорой России». По нему предприниматели смогут обратиться с жалобой в МВД, ФСБ, Генпрокуратуру и Следственный комитет, а в случае несогласия с ответом жалобу будут изучать представители предпринимательского сообщества и бизнес‑омбудсмен.
Создать такую цифровую платформу для защиты бизнеса призвал президент Владимир Путин по итогам оглашения Послания Федеральному собранию 27 февраля 2019 года. Создать платформу в пилотном режиме он поручил к 15 декабря 2019 года, но, как сказал «НГ» президент «Опоры России» Александр Калинин, платформа сразу запущена «в боевом» режиме.
Генеральный директор АСИ Светалана Чупшева рассказала «НГ», какого эффекта ждут от работы ресурса: «У предпринимателей теперь есть возможность напрямую в онлайн‑режиме обращаться в центральные аппараты правоохранительных органов с жалобами на действия их территориальных подразделений. Кроме того, важная опция, которая есть у платформы, – возможность параллельно направлять обращения в адрес деловых объединений и бизнес‑омбудсмена для получения независимой оценки. Результаты работы платформы, конечно, должны оценить сами предприниматели. Для них это должен быть по‑настоящему полезный инструмент».
По ее словам, у платформы, оператором которой является АНО «Платформа по работе с обращениями предпринимателей», должен быть не один показатель эффективности, а целый перечень, цель которых – обеспечить прозрачную работу платформы и ее настоящую полезность для предпринимателей. «Сейчас для нас важно накопить «базу знаний» – оценить поступающие обращения, убедиться, что проблемы решаются по сути. На базе первого опыта выработаем полный перечень КПЭ (ключевых показателей эффективности. – «НГ») платформы для ее участников», – говорит Чупшева. – Для предпринимателя важно, чтобы его заявка не получила отказ по формальным критериям. Наша платформа должна стать своеобразным бесплатным «визовым центром» для обработки заявлений – чтобы по формальным несоответствиям заявки не отклонялись».
Чупшева уверяет, что платформа станет хорошим инструментом для улучшения условий ведения бизнеса в России. «Будем постоянно «снимать показания» – мониторить статистику обращений, фиксировать тематику, получать обратную связь от предпринимателей. Надеюсь, увидим позитивную динамику уже в следующем национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах», – говорит она.
Сайт устроен таким образом, что на карте страны сразу видно, откуда пришла жалоба. На момент написания статьи на сайте были зарегистрированы более 100 человек и поданы 16 заявок. Аналитика сайта, которая будет общедоступна, покажет, из каких регионов и на какие территориальные органы поступило больше всего негативных сигналов, отметила Чупшева.
Инвестиционный и бизнес-климат в стране получают все более высокие оценки международных рейтинговых агентств, но в противоречие с ними со всех сторон идут стоны предпринимательского сообщества на проблемы для бизнеса со стороны силовиков и других представителей власти.
«На местах уже сложился теневой рынок услуг, в которые, к сожалению, вовлечены многие представители правоохранительных органов», – констатировал помощник президента Андрей Белоусов. Информация о давлении на бизнес застревает на региональном уровне, отметил министр экономического развития Максим Орешкин. Цифровой омбудсмен, по его словам, нужен для того, чтобы «тайное становилось явным». В начале июня распоряжением правительства Минэкономразвития было назначено одним из учредителей «Платформы для работы с обращениями предпринимателей».
Силовики обещают несколько поменять свой стиль работы, по крайней мере формально регламенты меняются. Во вторник замминистра внутренних дел Виталий Шулика заявил, что его ведомство пересмотрело регламент рассмотрения жалоб предпринимателей на давление на них со стороны правоохранительных органов в связи с запуском цифровой платформы. Он пообещал, что жалобы не будут спускаться в нижестоящие органы.
В АСИ «НГ» сообщили, что одним из первых КПЭ является рассмотрение участниками платформы до конца 2019 года 90 заявлений. В ежегодном отчете президенту за 2018 год бизнес-омбудсмен Борис Титов сообщал о 65,1 тыс. обращений предпринимателей за год, из них 57 тыс. по административным делам и 8 тыс. – по уголовным. Причем значительная часть административных дел – 48,1 тыс. – имела региональную направленность, а из уголовных – только половина. Можно предположить, что центральному аппарату МВД и не надо перенаправлять жалобу в регион, если она сделана на федеральный орган.
«Регламент работы платформы подразумевает, что бизнес‑омбудсмен является одним из конечных адресатов таких обращений. Это очень сильно пригодится в тех случаях, если МВД или Следственный комитет жалобу на самих себя рассмотреть не смогут», – заявил во вторник Титов.
Стоит отметить, что подобных ресурсов для предпринимателей нужно несколько, ведь их работе мешают не только силовики. Борис Титов недавно предложил запретить «безудержное» возбуждение административных дел в отношении бизнеса. По его мнению, чиновники злоупотребляют Кодексом об административных правонарушениях, так как законодательно были ограничены в проведении проверок на предприятиях.
Недавно «НГ» писала о том, что проблемы для бизнеса создают и законодатели. Специалисты Экспертного координационного центра, проанализировав законодательную деятельность Госдумы за последние несколько лет, пришли к выводу, что примерно раз в неделю в стране принимаются решения, которые по факту ограничивают ведение бизнеса (см. номер от 30.09.19). Стоит ли ждать, что в очередном Послании президента мы услышим предложение о создании специальной цифровой платформы для жалоб предпринимателей на депутатов?
«Цифровизация различных сфер жизни – это тенденция, – сказал «НГ» первый вице‑президент «Опоры России» Павел Сигал. – И неудивительно, что для обращений предпринимателей также создается новый ресурс. Скорее всего это действительно сможет стать инструментом для борьбы с различными нарушениями на местах. Главный эффект работы такой платформы будет заключаться в соблюдении сроков рассмотрения жалобы – это пока единственный параметр, по которому можно будет делать выводы о работе системы».
Со временем эта система будет меняться и в результате должна стать инструментом быстрого реагирования правоохранительных органов на различные нарушения, считает Сигал. «То, что жалобы будут рассматриваться центральным аппаратом МВД, конечно, серьезно: зачастую именно тот факт, что предприниматели на местах не могли оформить жалобу, не рассчитывали на помощь правоохранительных органов, снижал уровень доверия к МВД. Если платформа поможет решить проблему, это может позитивно сказаться и на общем уровне доверия к правоохранительным органам», – говорит Сигал.
«Сегодня органы прокуратуры ежегодно рассматривают более 6 млн обращений граждан, большая часть которых от предпринимателей. Около 70% из них не доверяют правоохранительным органам. Больше трети отмечают, что уголовное дело против них завершилось приговором и привело к разрушению бизнеса, – сказал «НГ» правозащитник, член генерального совета «Деловой России» Владимир Прохоров. – Не секрет, что малый и средний бизнес, особенно в регионах, сталкивается с давлением правоохранительных органов в различных вариациях. Решить подобные вопросы на местах зачастую не удается. Существующие общественные организации всеми способами пытаются помочь бизнесу в таких ситуациях, но их возможностей бывает недостаточно. Требуется участие вышестоящих правоохранительных органов. Цифровая платформа должна вскрыть факты произвола на местах и стать еще одним инструментом для бизнеса по защите своих прав. Сильной стороной ресурса является то, что обращениями будет заниматься центральный аппарат МВД. А значит, у бизнеса появился шанс на более высоком уровне отстоять свои интересы. Деловое сообщество надеется на сокращение случаев, когда на бизнесменов оказывается давление как минимум на 70% в ближайшие три года».
Александр Калинин считает, что благодаря новому ресурсу правоохранительные органы получат инструмент для проведения качественной работы своих подразделений в регионах. «Он разгрузит аппараты силовых структур от лишних бумаг, теперь вся работа будет вестись в электронном виде. Ведомства готовы к этой работе, соответствующие приказы выпущены в МВД, Следственном комитете, прокуратуре и ФСБ, со временем к ней подключатся и другие силовики», – сказал он.
комментарии(0)