Вице-премьер Константин Чуйченко и премьер Дмитрий Медведев поставили бумажный рекорд в борьбе с избыточным регулированием бизнеса. Фото РИА Новости
Примерно раз в неделю в стране принимаются решения, которые по факту ограничивают ведение бизнеса. К такому выводу пришли специалисты Экспертного координационного центра, проанализировав законодательную деятельность Госдумы за последние несколько лет. Тенденция ужесточения идет вразрез с концепцией «регуляторной гильотины», которая должна ускорить инвестиционный рост. О запуске механизма «регуляторной гильотины» Дмитрий Медведев объявил в начале года. Прошло 9 месяцев, но пока эксперты и бизнесмены указывают скорее на пиар-эффект от этой меры, чем на реальные послабления. Отменять надо не советские акты, а законы последних 10 лет, считают они.
С начала 2018 года по второй квартал 2019-го Госдума приняла 628 законопроектов, из которых 166 относились к регулированию экономической деятельности. Об этом сообщил Экспертный координационный центр (создан в 2017-м по инициативе ведущих российских политологов для изучения проблематики взаимоотношений бизнеса и власти).
По его данным, «40% законопроектов, принятых депутатами в этот период, так или иначе носили ограничительный характер для бизнеса». И только 18% от общего числа законодательных актов направлены на смягчение правил для предпринимателей.
«Аналогичная тенденция была выявлена и в 2017 году, когда за 12 месяцев депутаты рассмотрели и приняли 44 ограничивающих законопроекта», – уточнили в центре.
Вывод исследователей: Госдума продолжает ужесточать правила для бизнеса с периодичностью примерно раз в неделю. «Тенденция идет вразрез с принятой концепцией «регуляторной гильотины», – поясняют они.
Как говорят в Экспертном центре, «неоправданность ужесточающих норм доказывают и результаты последней проведенной оценки фактического воздействия поправок в закон о торговле, которые в 2016 году ужесточили правила для торговых предприятий»: нововведения привели «к сокращению числа малых и средних предприятий, росту недобросовестной конкуренции и сокращению конкуренции в целом».
«Если мы хотим решить задачу экономического рывка, мы должны снизить нагрузку на предпринимателей, пересмотреть систему требований, прежде всего в таких наиболее зарегулированных секторах, как транспорт, экология, промышленная безопасность, ветеринария, санитарно-эпидемиологический надзор. Эта задача может быть решена с помощью механизма так называемой регуляторной гильотины» – с таким призывом премьер Дмитрий Медведев выступил в начале этого года на Гайдаровском форуме.
Как пояснял премьер-министр, «все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу». «Это позволит избавиться от неэффективных и избыточных требований. В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», – уточнял Медведев.
Прошло 9 месяцев. За это время о спасительном эффекте «регуляторной гильотины» говорилось не раз. Этот механизм упоминается в списке дополнительных мер по повышению потенциала экономического роста, составленном в Минэкономразвития (МЭР).
Пилотным сектором, в котором решили ослабить давление, стала сфера общепита и ресторанного бизнеса. «Минэкономразвития подготовило сборник обязательных требований для предприятий в сфере общественного питания («Белая книга индустрии гостеприимства: кафе, рестораны, кондитерские»), который стал результатом работы по ревизии существующих регуляторных требований. Сейчас проводится обсуждение сборника с представителями бизнес-сообщества. Кроме того, Минэкономразвития работает над аналогичным сборником в индустрии туризма», – поясняли в министерстве.
И в каком-то смысле кульминацией этой истории стало состоявшееся в начале сентября телешоу под названием «Диалог с Дмитрием Медведевым».
Обсуждая с представителями ресторанного бизнеса проблему двойного регулирования, премьер сообщил, что «совокупность прежних нормативных актов, актов еще советского периода, да и некоторых актов, которые принимались уже в новейший период, создает тяжелые условия для работы». Поэтому и было решено «отсечь, перестать применять ранее изданные нормативные акты».
По словам премьера, одно лишь перечисление всех этих актов занимает тысячи страниц. «Я буквально сегодня… подписал поручения о том, что акты Союза ССР и Российской Федеративной Социалистической Республики должны прекратить действие до конца этого года, точнее, с 1 января следующего года», – сообщил в телеэфире Медведев.
После чего вице-премьер, руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко, продемонстрировавший в телестудии кипы документов, с восхищением рассказал о рекорде: «Такого еще не было, чтобы поручение имело приложение в 1992 страницы, и содержание этого приложения – это перечень, состоящий из 20 419 актов».
В качестве примеров были упомянуты декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О восьмичасовом рабочем дне», постановление Совмина РСФСР «Об утверждении республиканских технических условий на колбасы вареные из мяса птицы и кроликов», постановление Совмина РСФСР «Вопросы Всероссийского общества кролиководов и звероводов-любителей» и т.д.
Правда, по некоторым пунктам затем потребовалось прояснить ситуацию. Спустя несколько дней после «Диалога» Чуйченко уточнил, что отмена восьмичасового рабочего дня, зафиксированного одновременно в подпадающем под «регуляторную гильотину» советском декрете и Трудовом кодексе РФ, не планируется.
Эксперты и представители бизнеса, опрошенные «НГ», подтверждают: препоны нужно устранять. Но правительство, по их мнению, начало немного не с тех решений.
Концепция «регуляторной гильотины», которая должна упростить правила ведения бизнеса, «на данный момент никак не успела проявить себя в действии», сообщил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, изначально предполагалось, что устаревшие и изжившие себя нормативные акты будут выявлены и отменены, позволив бизнесу вздохнуть свободнее.
Однако, как считает Павел Сигал, «начинать изменения необходимо не со старых законов, а с тех, которые были приняты в последние 10–12 лет и по которым ведется основная проверка контролирующих органов».
Об этом же говорит и завкафедрой Российского экономического университета Дмитрий Завьялов. Ликвидация «спящих» норм может быть полезной, ведь устраняются рычаги давления на бизнес и источники коррупционных заработков, поясняет он.
«Но в реальности большинство предпринимателей сталкиваются не с архаичными нормами и стандартами, а с плодами современного законотворчества, поскольку значительная часть нормативов, которые мешают современному бизнесу, были приняты не во времена СССР, а в последние 10–15 лет», – уточняет он.
В итоге, как считает эксперт, инвентаризация законодательного наследства и ликвидация нескольких тысяч законодательных актов «скорее всего для бизнеса, в особенности малого и среднего, пройдут незаметно».
Действительно важные факторы для предпринимателей – стабильные условия и переход с карательного на профилактический принцип ликвидации нарушений. «Удастся ли этого достичь, узнаем в следующем году», – добавляет Завьялов.
«Все ограничения, например, в торговле, накопленные с 90-х годов, могут быть просто снесены без какого-либо ущерба для экономики, а порой и с явной выгодой для экономического роста. Другое дело, что за каждой ограничивающей нормой стоят несколько лоббистов, которые таким образом создали себе нишу, в которой они зарабатывают», – поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
«На текущий момент мы не видим смягчения со стороны государства. Более того, государство существенно повышает регулирование во всех сферах, в том числе в цифровых проектах, – обращает внимание управляющий партнер юридической компании «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. – Анализ появляющихся нормативных актов явно свидетельствует о повышенном контроле со стороны государства: создаются дополнительные требования к игрокам, они подчиняются ведомствам, в том числе их обязывают сдавать дополнительную отчетность».
«Сейчас есть очевидная тенденция к ужесточению налогового контроля, – добавляет Харитонова. – Но вместе с тем у предпринимателей, которые выплачивают белые зарплаты и показывают полные обороты, нет никаких преференций со стороны государства, не работают механизмы отсрочки (рассрочки) в уплате недоимки».
комментарии(0)