Премьер-министр Дмитрий Медведев умеет обходить острые вопросы об экономических неудачах в Российской Федерации. Фото РИА Новости
Телевизионный «Диалог» с Дмитрием Медведевым продемонстрировал, какие темы правительство РФ, судя по всему, считает взрывоопасными или как минимум нежелательными для телевизионного обсуждения. Промежуточные итоги пенсионной реформы. Последствия увеличения налогов. Эффект от бюджетной политики затягивания поясов. Анализ причин многолетнего падения доходов граждан. Полноценного обсуждения перечисленных тем не было. Не состоялось внятного разговора и о способах достижения национальных целей. При этом рассказ о недоступной для многих вкусной еде и ресторанном бизнесе, о том, что не стоит заливать бедность деньгами, тоже не прибавляет очков правительству.
Ключевой темой телевизионного «Диалога» премьера Дмитрия Медведева с экспертами, бизнесменами и чиновниками должно было стать достижение национальных целей развития.
С учетом того, что к этим целям относятся обеспечение темпов экономического роста выше мировых, устойчивый рост реальных доходов граждан, снижение в два раза уровня бедности и т.д., такой разговор не стал бы полноценным без обсуждения последствий уже принятых властями решений. Что получилось, что не получилось, почему, какие уроки извлекли, в каком направлении движемся дальше? И население, и бизнес, видя, как декларируемые цели все больше расходятся с проводимой по факту экономической политикой, хотели бы услышать хоть какие-то разъяснения. Но этих разъяснений не было.
О ключевой, казалось бы, проблеме экономического роста было сказано ничтожно мало. Премьер признал, что текущие темпы роста ВВП не соответствуют прогнозным и «тому, к чему мы стремимся». Как решить проблему отставания? Главный ответ всех чиновников: реализовать нацпроекты, которые преподносятся как новая панацея. Еще один способ улучшения ситуации – это, похоже, тщательная работа с прогнозами.
«Не так давно я собирал коллег-министров, мы говорили о том, что надо было бы сделать, чтобы добавить что-то в темпы роста. В настоящий момент коллеги готовят прогноз, причем он будет включать в себя два сценария. Один – оптимальный, а второй – более сложный», – рассказал Медведев. При этом премьер уточнил, что далеко не все зависит от действий правительства, сказывается еще и внешняя конъюнктура, также премьер напомнил о санкциях.
Задача выйти на темпы роста выше среднемировых была поставлена президентом давно. «Надо вырваться из ловушки нулевых темпов роста, в течение трех-четырех лет выйти на темпы роста выше среднемировых», – призывал Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в конце 2014 года. В 2016-м он поручил правительству разработать предметный план действий, реализация которого позволит уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых. Новый срок для этой цели – 2024 год, если ориентироваться на майский указ от 2018-го.
Полноценного анализа, почему цель не достигается, а сроки отодвигаются, – нет. Премьер поинтересовался у главы Минэкономразвития Максима Орешкина, что, по его мнению, надо сделать, «чтобы темпы роста все-таки соответствовали тем целям, на которые мы ориентируемся».
«Мы как раз сегодня подготовили и внесли в правительство план действий, – ответил Орешкин. – Нет какого-то универсального лекарства, что-то одно сделать – и сразу все пойдет-поедет. Это планомерная работа по целому ряду направлений». Министр упомянул такие направления, как инвестиционный климат (реформа под названием «регуляторная гильотина»), поддержка инвестиций и инфраструктуры, рынок труда, технологическое развитие и т.д.
Но, как уже писала «НГ» (см. номер от 27.08.19), провозгласить конкуренцию, поговорить о предсказуемой среде, о доверии и обеспечить на самом деле конкуренцию, предсказуемые условия и заслужить доверие – это разные вещи.
По-настоящему острые и болезненные темы, которые правда требуют обсуждения, премьер не стал упоминать.
За рамками телевизионного формата осталась дискуссия о последствиях реализации бюджетного правила, предполагающего директивное изъятие из экономики живых денег; о накапливании резервов в ущерб развитию.
Как сказалось на экономической ситуации повышение налога на добавленную стоимость? Стоило ли торопиться с этим решением в условиях профицитного бюджета? Это тоже не тема для «Диалога».
А ведь эти темы вовсе не второстепенные. «Что же делается для того, чтобы достигнуть хотя бы 3-процентного роста? Способна ли текущая сверхжесткая денежно-кредитная и бюджетная политика это обеспечить?» – задавался вопросом на Восточном экономическом форуме главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач.
«Есть Фонд национального благосостояния, есть средства, которые изъяты из экономики через платежи нефтегазового комплекса, но перечисляются в бюджет с лагом в год. Так вот, в совокупности эти деньги составляют уже 9% ВВП. Это избыточные государственные сбережения. Если государство не инвестирует, трудно ждать этого от частного бизнеса, – пояснял он. – Общий объем недофинансирования различных задач можно оценить в 1,5–2% ВВП. Это то, что мы можем не сберегать, а мы именно такие суммы избыточно и сберегаем». Как видим, очень много внутренних факторов сказываются на экономическом и социальном развитии, не получится все списать на внешнюю конъюнктуру.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин сообщил, что универсального лекарства от экономической стагнации не существует. Кадр из эфира телеканала «Россия 24» |
Медведев напомнил о целях президента, предполагающих сокращение уровня бедности в два раза. «Это очень непростая задача, поскольку, скажем прямо, это все абсолютно конкретные ситуации», – пояснил он. «Дело в том, что если просто вот так раздать (всем бедным деньги. – «НГ»), то, во-первых, мы можем помочь тем, кому и помогать особо не надо, – сказал Медведев. – А с другой стороны, те, кто реально нуждается в помощи, получат очень немного. Поэтому мы всегда исходим из того, что помощь, поддержка людям, у которых невысокие доходы, должна быть абсолютно адресной».
Власти хотят определить социальный портрет бедности и внедрить социальный контракт: цена вопроса – 7 млрд руб. в 2020 году. Адресный подход будет предполагать «где-то обучение, где-то – предоставление различных мер материальной поддержки для открытия собственного дела, где-то – помощь семье по каким-то трудным жизненным ситуациям, они бывают разные, в том числе связанные с диспансеризацией», перечислил глава Минтруда Максим Топилин.
«Если я не ошибаюсь, мы в этом году порядка 100 тыс. таких социальных контрактов готовим. Но понятно, что если это социальный контракт с человеком, то он касается и его семьи. По сути, уже сегодня вот этими рамками социального контракта охвачены приблизительно 250–300 тыс. человек. И рамки развития этого института применения социального контракта мы, естественно, будем раздвигать», – сообщил Медведев. Но уточним, 300 тыс. человек – это лишь 1,5% от тех 19,8 млн человек, которые, по данным Росстата за первое полугодие, получали доходы ниже величины прожиточного минимума.
Конечно, чиновники вспомнили и про новые детские пособия, региональные программы поддержки, про увеличение минимального размера оплаты труда, про рост пенсий с опережением инфляции почти в два раза. Это позитивные результаты, но и их тоже скорее всего будет недостаточно для существенного снижения уровня бедности.
И на этом фоне особенно странно было услышать во время «Диалога» рассуждения Медведева и экспертов об успехах ресторанного бизнеса, о счастье российских аграриев, которым помогли контрсанкции, о вкусной отечественной еде, в частности рыбе, поступающей в некоторые ресторанные сети. И это – на фоне существенно выросших за последние годы продуктовых цен, на фоне недоедания населением некоторых видов продовольствия (см. подробнее «НГ» от 13.08.19, 22.08.19).
«Пока все крутится вокруг теоретических возможностей: надо развивать систему частных детских садов, надо остановить утечку мозгов, надо придать составу потребительской корзины нормальный вид. Как все это поможет в решении проблем с проектами национальной важности, неясно», – комментирует ситуацию старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова. Кроме того, почти все эти «надо» из года в год повторяются, а особого прогресса не заметно.
«В рамках диалога хотелось бы услышать больше конкретики о шагах по достижению результатов в реализации национальных проектов или решению проблем, стоящих перед экономикой, но этого не прозвучало», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Хотя эксперт отметил, что премьер затрагивал все же и злободневные темы. Запомнился эксперту акцент Дмитрия Медведева на отмене документа, который регламентирует восьмичасовой рабочий день. «В свете последних разговоров о переходе на четырехдневную рабочую неделю это приобретает тонкий политический смысл», – считает Сигал.
Аналитик компании «Фридом Финанс» Александр Осин, в свою очередь, обратил внимание на рассуждения премьера о развитии рынка арендного жилья. «Аналогии с другими странами, приведенные для доказательства якобы неоправданно низкой доли населения РФ, арендующего жилье, не релевантны без корректировки с учетом низкого развития инфраструктуры и низкой вследствие этого мобильности населения РФ. При низкой мобильности низким будет и спрос на наемное жилье», – поясняет эксперт. По его мнению, то, что правительство хочет развивать систему найма жилья, означает, «что у него могут иметься планы по «заморозке» проблемы недоступности жилья для подавляющей доли населения».
комментарии(0)