Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и глава Минэнерго Александр Новак пока не смогли убедить Киев в необходимости сохранения транзита на условиях РФ. Фото РИА Новости
Конец года все ближе, ясности относительно дальнейшего газового сотрудничества РФ и Украины все меньше. «Нафтогаз» рассчитывает в 2020-м взыскать с «Газпрома» около 3 млрд долл. «Газпром» сообщил, что внес 345 млн долл. обеспечительных платежей в рамках спора с «Нафтогазом» в Великобритании. Но, как считают эксперты, концерн не собирается выплачивать Украине взысканные Стокгольмским арбитражем миллиарды. Дата трехсторонних переговоров по транзиту до сих пор не определена. Хотя на самом высоком уровне РФ и Германия согласились, что переговоры надо ускорить.
«Газпром» внес в этом году на счет Высокого суда правосудия Англии и Уэльса обеспечительные платежи в размере 345 млн долл. в рамках спора с «Нафтогазом». Об этом сообщается в отчете концерна. Как напоминает «Газпром», в июне прошлого года в его адрес поступил судебный приказ Высокого суда правосудия Англии и Уэльса о наложении ареста на активы на территории Великобритании. Приказ был принят по запросу «Нафтогаза Украины» во исполнение принятого Стокгольмским арбитражем решения о взыскании с «Газпрома» около 2,6 млрд долл.
Затем, в сентябре 2018-го, Высокий суд правосудия Англии и Уэльса отменил свой приказ об аресте активов «Газпрома» на территории Англии и Уэльса. Условием отмены стало принятое концерном обязательство не отчуждать акции Nord Stream AG до окончания слушаний в английском суде по делу о признании и приведении в исполнение решения Стокгольмского арбитража.
Ранее Стокгольмский арбитраж вынес решения по спорам «Газпрома» и «Нафтогаза» в отношении контрактов на поставку и транзит газа. Суд постановил взыскать с «Газпрома» около 4,6 млрд долл. в пользу «Нафтогаза» в качестве компенсации за недопоставку объемов по транзиту. Однако с учетом обязательств «Нафтогаза» по решению в споре о поставках газа российский концерн должен был выплатить около 2,6 млрд долл. «Газпром» с этим решением не согласился. «Нафтогаз» пытается принудительно взыскать с «Газпрома» средства в Швейцарии, Великобритании, Нидерландах и Люксембурге.
В отчете концерна содержится информация в том числе об аналогичном процессе в Люксембурге: 15 февраля 2019 года «Нафтогаз Украины» направил в адрес люксембургских подразделений крупнейших банков и Gaz Capital S.A. уведомление об аресте любой задолженности и активов «Газпрома» в Люксембурге. И 15 апреля 2019 года «Газпром» в целях защиты своих прав обратился в суд Люксембурга с заявлением об оспаривании ареста и вступлении в процесс. 8 июля 2019 года суд Люксембурга отклонил ходатайство «Газпрома» об отмене ареста. На данный момент решение концерну вручено не было, «Газпром» прорабатывает возможности его обжалования, уточняется в отчете.
Украина строит далеко идущие планы по взысканию с «Газпрома» средств. «Арестованы активы в Великобритании и Нидерландах, – уверил в интервью изданию «Экономическая правда» исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. – В Люксембурге и Швейцарии есть ограничительные меры, но их нельзя назвать арестами. В этих странах нет активов «Газпрома», которые можно было бы заморозить, но если такие активы там появятся, их заморозят».
«Общая сумма, если отталкиваться от оценки замороженных активов, значительно превышает то, что они нам должны… Она превышает 3 млрд долл.», – уточнил Витренко. У украинской стороны пока нет разрешения на реализацию этих активов в рамках процедуры принудительного взыскания долга. Но, по прогнозу Витренко, до конца 2020 года Украина сможет взыскать «всю сумму – около 3 млрд долл.». «Мы начнем в середине 2020 года и закончим взыскание к концу 2020-го», – заявил он.
Высокий суд правосудия Англии и Уэльса получил от «Газпрома» 345 миллионов долларов. Фото Reuters |
«Обеспечительный платеж – это денежное обязательство, средства, за счет которых могут быть возмещены убытки или выплачена неустойка по нарушенному договору. Ключевое свойство обеспечительного платежа заключается в том, что он может быть возвращен внесшей его стороне в случае, если по итогам разбирательства суд не обнаружит нарушений договора. В противном случае эта сумма может быть засчитана в счет погашения обязательств перед контрагентом. То есть внесенные в качестве обеспечительного платежа средства совсем необязательно будут переданы «Нафтогазу», – сказал директор Фонда развития права и медиации ТЭК Александр Пахомов. «В настоящее время английский суд ожидает результатов по апелляции «Газпрома» на решение Стокгольмского арбитража. Внесение на счет британского суда 345 млн долл. обеспечительных платежей не означает автоматический перевод этих средств «Нафтогазу», – соглашается доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамара Сафонова.
Помимо этого не закрыт вопрос о судьбе транзита российского газа через Украину. Окончательная дата трехсторонних переговоров России, Евросоюза и Украины по газу еще не определена, обсуждается несколько вариантов, сообщил во вторник глава Минэнерго Александр Новак. Между тем канцлер Германии Ангела Меркель и президент РФ Владимир Путин в ходе телефонных переговоров в четверг согласились, что надо ускорить переговоры по транзиту, передает пресс-служба канцлера.
Ранее украинские чиновники, «Нафтогаз» и «Газпром» заочно поспорили, кто больше затягивает переговоры по будущему транзитному контракту – Москва или Киев. Украина рассчитывала на долгосрочный контракт с прокачкой значительно больших объемов газа, чем планировала предоставить Россия. Ссылаясь на несговорчивость «Газпрома», «Нафтогаз» предупреждал Евросоюз о предстоящем газовом кризисе. В «Газпроме» же заявляли, что еще в январе предлагали Киеву начать переговоры с чистого листа, то есть как будто никаких решений Стокгольмского арбитража о взыскании миллиардов долларов с концерна и не было. Киевские власти отказались от такого предложения (см. «НГ» от 28.04.2019, 18.06.2019).
«Текущий язык переговоров Украины – судебный, – считает Сафонова. – Затягивание переговорного процесса может быть связано с возлагаемыми надеждами на решения судов в пользу «Нафтогаза» и с поиском «окна возможностей» для согласования наилучших условий поставки российского голубого топлива».
«Обе стороны – и российская, и украинская – сейчас находятся в сложной ситуации торга относительно условий новых контрактов, – говорит Пахомов. – Наличие или отсутствие прогресса в судебных спорах используется ими в качестве аргументов при согласовании условий». По мнению эксперта, «скорее всего, до реализации активов «Газпрома», арестованных по инициативе «Нафтогаза», не дойдет, равно как и до выплат во исполнение решений судов, а долг будет на тех или иных условиях списан в счет будущих поставок».
Хотя, как говорит, в свою очередь, старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова, «шансы на оспаривание решений есть, но стоит понимать, что этот процесс может затянуться на годы».
комментарии(0)