Глава «Газпрома» Алексей Миллер обдумывает предложение Киева отказаться от контрактов на поставку газа европейцам и продавать его «Нафтогазу» на российско-украинской границе. Фото PhotoXPress.ru
Украинские чиновники, «Нафтогаз» и «Газпром» заочно поспорили, кто больше затягивает переговоры по будущему транзитному контракту – Москва или Киев. Украинская сторона, ссылаясь на несговорчивость «Газпрома», предупредила Евросоюз о предстоящем газовом кризисе. А в «Газпроме» заявили, что еще в январе предлагали Киеву начать переговоры с чистого листа, то есть как будто никаких решений Стокгольмского арбитража о взыскании миллиардов долларов с «Газпрома» и не было. Киевские власти почему-то отказались от такого предложения. И теперь Москва и Киев на всех парах приближаются к остановке транзита и полноценной газовой войне. Потери России в этой войне могут быть значительно больше украинских.
Судьба газового транзита через Украину до сих пор не решена. «Газпром» готов обсуждать заключение мирового соглашения с «Нафтогазом», но «на честных, равноправных условиях». Однако, как считают в холдинге, пока условия для такого обсуждения не складываются. Об этом сообщил во вторник начальник юридического департамента «Газпрома» Сергей Кузнец.
По его словам, еще в январе этого года на трехсторонних консультациях с участием Еврокомиссии председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер предложил «Нафтогазу» нулевой вариант. Судя по объяснениям представителя холдинга, нулевой вариант предполагает такой формат переговоров, как будто никаких решений Стокгольмского арбитража не было.
«Но украинская сторона заявила, что хочет поменять формат этого возможного мирового соглашения, – сообщил Кузнец. – Они говорят: давайте оставим как есть решение, которое вынесено в нашу пользу, а откажемся от наших будущих требований и заключим на их основе мировое соглашение».
Речь идет о выигрыше украинской стороны в деле о контракте на транзит. С учетом выигрыша России по делу о поставках газа итоговая сумма, которую РФ должна выплатить Украине, составляет около 2,6 млрд долл.
Как уточняет Интерфакс, будущие требования «Нафтогаза» – это, очевидно, иск от июля 2018 года с требованием пересмотреть тариф на транзит с 18 марта 2018 года и о взыскании примерно 11,6 млрд долл. за период с 18 марта 2018-го до окончания срока действия текущего контракта. «Но это напоминает анекдот про Винни-Пуха, который говорит: нам поровну прислали 10 апельсинов, свои 8 я уже съел», – считает Кузнец.
Помимо этого Кузнец сообщил: «Нас много раз призывали к заключению контракта на европейских условиях, но это действительно, на мой взгляд, пока невозможно. Потому что у Украины еще нет тех институтов, которые могли бы полноценно выполнять те функции, которые мы традиционно, работая в Европе, ожидаем от таких институтов, как регулятор, транспортный оператор. «Без понимания того, кто твой контрагент, действительно очень сложно строить какие-то предпосылки или предположения в отношении будущего транзитного контракта», – сказал Кузнец.
Зампредправления «Газпрома» Елена Бурмистрова заявила, что «Газпром» готов как на среднесрочный, так и краткосрочный транзитный контракт. «Мы гибки в наших подходах», – сказала она. Но, по словам Бурмистровой, для начала надо понять, «с кем это обсуждать». «Мы существуем в парадигме дисбаланса. Наши обязательства перед Украиной как бы существуют, но вопрос – заинтересована ли Украина?» – пояснила Бурмистрова.
Украинская сторона, в свою очередь, предупредила Европу о предстоящем газовом кризисе. «Очень вероятно», что новый транзитный контракт не будет подписан до 1 января 2020 года. Об этом заявила замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль. «Пока Россия затягивает переговоры по будущему контракту, стоит серьезно рассматривать мрачный сценарий начала газового кризиса, – приводит ее слова УНИАН. – Именно поэтому каждая европейская страна включительно с Украиной увеличивает газовые запасы в хранилищах».
На прошлой неделе исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил: «К сожалению, как мы слышим, трехсторонняя встреча (в формате Украина, Россия и Еврокомиссия. – «НГ») вновь откладывается. Ее не будет ни в июне, ни в июле, ни в августе. И только в сентябре российская сторона будет готова обсуждать время следующей встречи». По его мнению, российская сторона теперь «якобы» ждет формирования нового правительства в Украине по результатам парламентских выборов. «На самом деле причина очевидна – после того как Украина и Евросоюз заняли консолидированную позицию, что транзит через Украину должен осуществляться по справедливым европейским правилам, для РФ эти переговоры стали неинтересными», – считает Витренко.
Ранее сообщалось, что вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович и глава Минэнерго РФ Александр Новак планируют провести следующую встречу по транзиту газа через Украину в сентябре. «Мы договорились, что будем обсуждать дату очередной трехсторонней встречи, консультаций Россия–Украина–Еврокомиссия во второй половине сентября, чтобы дождаться парламентских выборов в Украине, дождаться назначения правительства», – пояснял Новак. Однако в начале этой недели Шефчович уже уточнил, что обсудит с российской стороной возможность проведения трехсторонней встречи до сентября.
Итак, на данный момент нет никакой ясности, что будет с газовым транзитом в следующем году. Создается впечатление, что и Россия, и Украина пока стараются выторговать для себя более выгодные условия, ставя при этом под удар собственную экономику. От прекращения транзита пострадают обе страны, ключевой вопрос: чьи потери будут более ощутимыми – России или Украины?
Многие опрошенные эксперты уверяют, что при такой постановке вопроса именно Украина больше всего пострадает от прекращения транзита. Хотя аналитики делают важное уточнение: потери России будут минимальны только в том случае, если наша страна успеет в срок завершить строительство «Северного потока – 2». В противном случае значительно больше рискует потерять уже Россия.
«На наш взгляд, Украина потеряет больше, потому что она останется с абсолютно пустой трубой, с которой непонятно, что делать – ремонтировать или разбирать. Для России это будут незначительные потери, так как вопрос нового пути транзита в любом случае будет решаться оперативно», – считает директор Фонда развития права и медиации топливно-энергетического комплекса Александр Пахомов.
По его словам, из-за того, что в последние месяцы объем транзита увеличивался, и Россия, и Украина «автоматически заработали больше». Поэтому, как говорит Пахомов, если и будет какой-то простой в поставках, то не более одного–трех месяцев, и денежные потери получится компенсировать за счет уже полученных доходов.
«Учитывая растущий объем спроса на поставки газа, а также предполагая с вероятностью, близкой к 100%, запуск «Северного потока – 2» с начала 2020 года, потери России можно назвать минимальными – на уровне статистической погрешности, – считает доцент Российского экономического университета Олег Чередниченко. – Что же касается Украины, то, базируясь на объеме транзитной выручки 2018 года и предполагаемом снижении транзита российского газа, можно утверждать, что потери в первом квартале 2020-го могут составить до 120 млн долл. И это критически опасный объем потерь».
«Сама Украина ранее оценивала свои потери при отсутствии транзита российского газа в 3 млрд долл. в год, – говорит старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари» Вадим Иосуб. – Объемы транзита российского газа через Украину в Европу в последние 10 лет колебались в пределах 60–120 млрд куб. м в год. В прошлом году средняя цена поставки газа в дальнее зарубежье сложилась на уровне около 240 долл. за 1 тыс. куб. м. Таким образом, можно грубо оценить стоимость поставляемого через Украину газа по нижней границе около 14,5 млрд долл.». «Сумма несопоставимо большая, чем получает Украина за транзит», – обращает внимание Иосуб.
«Однако речь не идет о потере «Газпромом» суммы именно такого порядка. Многое зависит от перспектив реализации проекта «Северный поток – 2», от того, сколько газа, который ранее шел через Украину, можно будет перераспределить через «Северный поток – 2», а также через «Турецкий поток», – продолжает эксперт. – Но вряд ли они полностью смогут заменить украинский маршрут, поэтому отсутствие транзита через Украину окажется болезненным и для «Газпрома».
Как поясняет, в свою очередь, доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамара Сафонова, российско-украинский газовый конфликт давно стал инструментом для получения политических, а вовсе не экономических дивидендов.
Как сообщила во вторник Елена Бурмистрова, оператор строительства газопровода «Северный поток – 2», Nord Stream 2, в ближайшее время проведет консультации с Датским энергетическим агентством по поводу заявок на строительство. По словам Кузнеца, задержка в согласовании маршрута на строительство «Северного потока – 2» со стороны Дании может обернуться убытками, которые придется компенсировать.
При этом, как уточнила Бурмистрова, «Газпром» рассчитывает, что строящиеся газопроводы для поставок российского газа в европейские страны – и «Северный поток – 2», и вторая нитка «Турецкого потока» – будут запущены вовремя, все работы идут по графику. «Да, есть определенные сложности, – уточнила она. – Но это те рабочие сложности, которыми возможно управлять на сегодняшний день».
Между тем во вторник «Нафтогаз» предложил «Газпрому» заключить своп-контракт вместо контракта на транзит. «Газпром» будет передавать Украине определенный объем газа на границе Украина–РФ, а мы будем передавать точно такой же объем на границе Украина – ЕС», – написал исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко на своей странице в Facebook. По словам Витренко, передача газа будет подтверждаться смежными операторами Словакии, Венгрии, Польши, Румынии. «Такие контракты на «своп» газа являются относительно привычными для европейского рынка (возможно, и для «Газпрома»). То есть такой контракт может быть заключен по европейским правилам, просто они разные для контрактов на «своп» газа и на услуги по транспортировке газа», – подчеркнул он.
комментарии(0)