Фото Pixabay.com
Объем российского суверенного фонда – Фонда национального благосостояния (ФНБ) – в июле 2019-го увеличился фактически вдвое, до 7,87 трлн руб., что эквивалентно 124,1 млрд долл. Объем ФНБ достиг 7,2% ВВП, что выше максимальной границы для начала инвестиций. Правда, реальных денег в ФНБ значительно меньше. Объем ликвидной части фонда – меньше 6% ВВП. Тем не менее вопрос о расходовании излишков ФНБ уже сверхактуален.
Как сообщают в ведомстве Антона Силуанова, увеличение резервов произошло благодаря перечислению в ФНБ валюты, приобретенной за счет дополнительных нефтегазовых доходов в 2018 году.
Напомним, в фонд поступают сверхдоходы от продажи черного золота. По текущему бюджетному правилу это все, что образуется при цене барреля нефти марки Urals выше 41,6 долл.
В 2018 году Минфин в рамках бюджетного правила закупил иностранной валюты в эквиваленте 4,13 трлн руб., или 65,7 млрд долл. по среднему курсу прошлого года.
В результате по состоянию на 1 августа 2019-го объем ликвидных активов фонда (средства на банковских счетах в Центробанке) составил 6,2 трлн руб., или 98,5 млрд долл. (5,7% ВВП). Общий объем ФНБ составил 7,8 трлн руб. (7,2% ВВП), что эквивалентно 124 млрд долл.
Кроме того, в первом полугодии 2019 года министерство купило иностранной валюты еще на 1,64 трлн руб., которая будет зачислена в ФНБ в 2020 году.
По оценкам ведомства Силуанова, ликвидная часть фонда достигнет 7% к концу этого года. Напомним, по существующему правилу, когда объем ликвидных активов ФНБ превышает 7% ВВП – правительство может начинать инвестировать излишки сверх 7%. Таким образом, по прогнозу министерства в 2020 году из ФНБ можно будет потратить 1,8 трлн руб., в 2021 году – 4,2 трлн.
По мнению ряда экономистов, объем ФНБ больше, чем сообщают в Минфине. «В этом году Минфин успел приобрести уже около 29 млрд долл. С учетом этих денег резервы правительства на сегодня составляют примерно 153 млрд долл., а к концу года достигнут 170 млрд долл. (более 10% ВВП). Ликвидная часть ФНБ на 1 августа составляла 98,5 млрд долл. (остальные деньги уже проинвестированы). К концу года ликвидная часть будет составлять около 145 млрд долл.», – рассказывает директор аналитического департамента компании «Локо-инвест» Кирилл Тремасов.
Между тем единого мнения о тратах из ФНБ в правительстве пока нет. Ранее кабмин направил в Госдуму законопроект, разрешающий направлять средства фонда на экспортные кредиты. «Это будут штучные проекты», – обещал замглавы Минфина Сергей Сторчак, замечая, что пока конкретных предложений у ведомства по таким проектам нет. «Речь идет о том, что физически правительство получит возможность использовать этот источник не ранее 2021 года скорее всего. У нас, во-первых, нет проектов соответствующих пока, мы не работали, не отбирали. То, что сейчас приняты обязательства, все эти обязательства выполняются за счет источников федерального бюджета», – говорил он.
Однако думский комитет по бюджету и налогам отказался согласовывать поправки в Бюджетный кодекс без согласия Центробанка и Счетной палаты (СП). «Я предлагаю отложить эту поправку. Если до вечера сегодняшнего дня (22 июля. – «НГ») вы согласуете ее с ЦБ и Счетной палатой, мы ее включаем в текст закона, если нет, мы ее из закона исключим», – говорил глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров. При этом он замечал, что в целом готов поддержать поправку.
В СП тогда заявили, что считают преждевременной поправку в Бюджетный кодекс, дающую правительству право направлять средства ФНБ на экспортные кредиты. Как объявил замдиректора департамента СП Игорь Прокопенко, поправка «затрагивает ключевые меры обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы, а также сохранение макроэкономической стабильности и обеспечения устойчивого экономического роста» (см. «НГ» от 22.07.19). Позднее СП поддержала поправку.
В частности, аудитор СП Татьяна Мануйлова поясняла, что позиция ведомства изменилась, после того как глава СП Алексей Кудрин провел переговоры с главой Минфина Антоном Силуановым. «Исходя из того что долговые требования будут установлены к правительствам иностранных государств, межправительственное соглашение будет заключаться... Тем более с 2021 года мы получим возможность вкладывать в данные долговые требования, у нас есть время проработать этот вопрос, проработать механизм... мы эту поправку поддерживаем», – приводит ее слова агентство Reuters. Аудитор также добавила, что Минфин должен будет согласовать, куда будут вкладываться средства ФНБ. «И это должны быть не низкорисковые активы», – уточняли в СП.
В свою очередь, в ЦБ позиция по поправкам не изменилась. Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева сообщала думскому комитету по бюджету и налогам, что регулятору недостаточно информации о том, как Минфин предполагает расходовать средства ФНБ. В ЦБ подчеркивали: финансирование из фонда экспортных кредитов – это нестандартное вложение резервных активов. «Стандартно они вкладываются в высоколиквидные и надежные активы, что обеспечит их возможность в любой момент по прямому назначению быть использованными», – говорила Юдаева, замечая, что кредитные требования – это неликвидный актив, так как нет вторичного рынка межгосударственных кредитов. По мнению зампреда ЦБ, средства ФНБ должны быть вложены в активы, которые не влияют на агрегированный спрос и макроэкономическую ситуацию внутри страны. В поправках Минфина речь идет об активах, которые влияют на экспортный спрос и макроэкономику, замечала она.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина ранее также скептически высказывалась относительно необходимости тратить средства ФНБ. В частности, она не исключала, что инвестирование средств фонда восстановит зависимость экономики и рубля от колебаний цен на нефть. Траты в 1–2% ВВП в год будут по своему влиянию на экономику и реальный валютный курс аналогичны последствиям повышения цены отсечения в бюджетном правиле до 50–60 долл. за баррель, признавала она (см. «НГ» от 17.07.19).
Впрочем, не исключено, что дискуссия относительно трат фонда возобновится этой осенью. В частности, глава департамента госдолга и государственных финансовых активов Минфина Константин Вышковский предполагал, что «отдельный законопроект» на эту тему может быть вновь внесен в Госдуму и рассмотрен осенью. Это значит, что борьба за «распечатывание кубышки» продолжится.
Пока же ликвидная часть ФНБ меньше 7% ВВП инвестирование части средств ФНБ может быть отложено до следующего года, говорят эксперты «НГ». Как считает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов, чиновники скорее всего выберут вариант трат за рубежом, чтобы не создавать давление на инфляцию и курс рубля. «Плюс, новые санкции США также могут повлиять на решение вопроса об инвестировании, для целей сохранения валюты в стране в условиях ограничения доступа к внешнему финансированию», – замечает он.
Дилемма куда вкладывать деньги – за рубеж или в отечественную экономику – сохраняется, признает доцент Российского экономического университета им Плеханова Ирина Комарова. «Сторонники первого подхода настаивают, что основным мотивом должен выступать коммерческий принцип – направлять средства туда, где соблюдается оптимальный баланс сохранности и доходности вложений. В качестве такого инструмента указываются высококачественные иностранные активы. Те, кто разделяют второй подход, справедливо замечают, что деньги должны работать на отечественную экономику, приводя к мультипликативному эффекту, а не изыматься из нее, тем самым сдерживая экономическую активность», – говорит она, признавая второй подход «стратегически верным». Инвестирование накоплений позволило бы активизировать производство в России, улучшить инфраструктуру, дать начало новым проектам – а это, в перспективе, легкие деньги для инвесторов, рассуждает гендиректор «Иволга Капитал» Андрей Хохрин.
комментарии(0)