Глава Центробанка Эльвира Набиуллина и глава Счетной палаты Алексей Кудрин предлагают не торопиться с тратой резервов. Фото РИА Новости
Российское правительство собирается расширить несырьевой экспорт за счет экспортных кредитов из Фонда национального благосостояния (ФНБ). И тем самым продвинуться к достижению одной из национальных целей, которую назвал президент Владимир Путин в своем последнем майском указе. Однако руководство ЦБ и Счетной палаты активно возражают против выделения денег из ФНБ на экспортные кредиты. Столкновение двух принципиально разных подходов к экономической политике вышло наружу в понедельник, когда в Госдуме было заблокировано обсуждение правительственного проекта из-за возражений ведомств Эльвиры Набиуллиной и Алексея Кудрина.
На вторник назначено рассмотрение в Госдуме поправок о тратах из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Минфин предлагает направить излишек средств на экспортные кредиты, чтобы простимулировать экономический рост. Однако думский комитет по бюджету и Счетная палата (СП) отказались поддерживать правительственные поправки, требуя согласований с главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной, хотя она ранее публично возражала против выделения из ФНБ экспортных кредитов.
В понедельник думский комитет по бюджету отказался согласовывать поправку о направлении средств ФНБ на поддержку экспорта, без согласования с ЦБ и Счетной палатой. «Я предлагаю отложить эту поправку. Если до вечера сегодняшнего дня вы согласуете ее с ЦБ и Счетной палатой, мы ее включаем в текст закона, если нет, мы ее из закона исключим», – сказал глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров в ходе заседания, обращаясь к представителям Минфина. При этом он заметил, что в целом готов поддержать поправку.
В свою очередь, в Счетной палате (СП) также считают преждевременной поправку в Бюджетный кодекс, дающую правительству право направлять средства ФНБ на экспортные кредиты. Как объявил замдиректора департамента СП Игорь Прокопенко, поправка «затрагивает ключевые меры обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы, а также сохранение макроэкономической стабильности и обеспечения в конечном итоге устойчивого экономического роста».
Он подчеркнул, что, по мнению ведомства, необходимо отдельное комплексное рассмотрение и согласование с участием ЦБ РФ.
Подобное предложение выглядит удивительным, если учесть, что ранее на прошлой неделе комиссия по законопроектной деятельности правительства РФ уже одобрила поправки в Бюджетный кодекс, которые позволяют направлять средства ФНБ на предоставление государственных экспортных кредитов. Поправками к законопроекту предусматривается, в частности, создание правовых оснований для предоставления государственных экспортных кредитов за счет средств ФНБ после достижения ликвидной частью фонда 7% ВВП. То есть средствами фонда предполагается поддержать реализацию нацпроекта «Развитие экспорта». Кроме того, в целях снижения валютных рисков поправками также предлагается установить возможность привлечения регионами кредитов от иностранных банков в российской валюте.
Напомним, действующее бюджетное правило предполагает, что все поступающие от продажи нефти сверхдоходы поступают в ФНБ. На конец июня в фонде находилось свыше 3,7 трлн руб., или 3,6% ВВП. При этом Бюджетным кодексом РФ предусмотрена возможность использования средств ФНБ после того, как его размер достигнет 7% ВВП. Согласно прогнозу Минфина, по итогам 2019 года ФНБ преодолеет эту планку и достигнет 8,1% ВВП. По расчетам ведомства Антона Силуанова, уже в следующем году из фонда можно будет потратить около 1,8 трлн руб., в 2021 году – около 4,2 трлн.
Пока что стратегия инвестирования предполагает два варианта: вложения в зарубежные активы, чтобы избежать давления на курс рубля и на инфляцию, или во внутренние активы, в проекты, которые генерирует дополнительный инвестиционный спрос частного бизнеса. Как заявлял министр финансов РФ Антон Силуанов, правительство до конца 2019 года определится с критериями, по которым будут отбирать проекты для вложения средств ФНБ после достижения им объема в 7% ВВП. При этом еще в июне он рассказывал, что власти рассматривают возможность расходования средств ФНБ на внутрироссийские проекты.
Центробанк, который теперь должен будет поддержать или не поддержать поправки, ранее однозначно высказывался против трат фонда. Так, глава Центробанка Эльвира Набиуллина в интервью агентству Reuters указывала, что регулятор просчитывает несколько сценариев использования властями средств ФНБ. Самым неблагоприятным вариантом в ЦБ тогда посчитали возможность инвестирования всех средств фонда сверх порога в 7% ВВП. В этом случае, говорила Набиуллина, полностью восстановится зависимость экономики и рубля от колебаний цен на нефть. Траты в 1–2% ВВП в год будут по своему влиянию на экономику и реальный валютный курс аналогичны последствиям повышения цены отсечения в бюджетном правиле до 50–60 долл. за баррель, признавала она (см. «НГ» от 17.07.19).
Глава думского комитета по бюджету Андрей Макаров ждет решения Центробанка о том, как тратить ФНБ. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Власти же надеются средствами фонда подстегнуть экономический рост через кредитование экспортных поставок. Заметим, такой способ привязать компанию или страну к своим товарам довольно распространен. Специальные экспортно-кредитные агентства функционируют во множестве стран мира, предоставляя товары либо через займы от государства, либо через страхование кредитов с частичным покрытием средств. Очевидно, в мире, где конкуренция за право поставлять те или иные товары довольно высока, подобное решение необходимо.
Кроме того, сами же власти по нацпроекту «Развитие экспорта» ставят себе довольно амбициозные задачи по наращиванию поставок. К примеру, объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен увеличиться со 135 млрд долл. до 250 млрд к 2024 году. Объем экспорта услуг к 2024 году планируется нарастить в 1,7 раза, а доля экспорта продукции обрабатывающей промышленности и сельхозпродукции в ВВП страны должна быть увеличена с 16,1% до 20%, следует из документов. И достичь этих целей без дополнительного стимулирования экспорта будет довольно проблематично.
В то же время, напоминают эксперты «НГ», разногласия между ведомствами относительно расходования бюджетных средств существовали всегда. «Понятно, почему Счетная палата выступает против расходования средств ФНБ на такие цели: есть риск, что кредиты будут выдаваться заведомо неплатежеспособным покупателям нашей экспортной продукции, а потом исчезать, как в бездонной бочке», – говорит замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. В итоге, продолжает она, пострадает в первую очередь население РФ, так как накопления государства уменьшатся. «И если начнется кризис, то «кубышка» из-за такого стимулирования покупателей нашей же продукции уменьшится, в результате государство опять примет меры, из-за которых населению придется потуже затянуть пояса», – отмечает аналитик.
Кроме того, стимулирование экспорта из ФНБ будет означать, что мы за экспорт не всегда получаем реальные бюджетные доходы, то есть получится, что экспортную продукцию мы продаем самим себе, замечает Мильчакова.
В плане расходования средств, особенно на развитие, где оценить отдачу в экономику в течение краткосрочной перспективы сложно, ЦБ всегда выступает негативно, говорит экономист Сергей Звенигородский. «Правительство готово стимулировать деньгами инициативы, направленные на рост экономических взаимоотношений как внутри, так и снаружи страны, но мегарегулятор и держатель печатного станка выполняет другую функцию, то есть его роль в таких случаях – быть на страже уже имеющихся бюджетных расходов», – сообщает он. Таким образом, считает эксперт, правительству в очередной раз напомнили, что реализация нацпроектов в направлении роста экспорта должна не только быть обоснована декларативно, но и опираться на реальные ресурсы.
Никто не хотел бы брать на себя ответственность за поправки, которые требуют привлечения средств ФНБ, несмотря на то что данная инициатива могла бы стимулировать рост экспорта отечественной продукции, объясняет доцент Российского экономического университета им. Плеханова Екатерина Новикова. «Вопрос касается новых затрат сверх порога в 7% ВВП, и если инициатива не даст требуемого результата, то, по сути, деньги будут потрачены зря, при этом общая экономическая ситуация как в стране, так и по миру не выглядит радужной, чтобы можно было полагаться на получение дополнительной прибыли», – замечает она.
комментарии(0)