Немногие россияне имеют возможность раздельно выбрасывать мусор. Фото РИА Новости
Российские власти и бизнес не соответствуют уровню запроса граждан на раздельный сбор отходов (РСО). Более половины жителей городов готовы сортировать и выбрасывать отдельно различные виды мусора. Однако чиновники не создали полноценную систему сбора, транспортировки и переработки разделенных отходов. Причина банальна – власти десятилетиями обсуждают проблему, но не могут создать инфраструктуру ни для цивилизованного сбора отходов, ни для его переработки.
Около 70% россиян положительно относятся к идее раздельного сбора отходов, а более половины опрошенных (55%) готовы сортировать свой мусор и выбрасывать отдельно различные его виды, показали результаты опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир».
Но только 8% участников опроса в действительности занимаются раздельным сбором мусора (какой смысл в этом при отстутствии системы раздельной транспортировки от переработки – отдельный вопрос). Ради улучшения экологической ситуации 13% наших соотечественников сдают старую одежду и обувь в благотворительные организации. Батарейки в специальные контейнеры выбрасывают 11% опрошенных. Около 6% россиян отдельно собирают и сдают в переработку пластик, по 2% – стекло и бумагу с картоном, еще 1% – металл.
«Ромир» отмечает, что большинство наших соотечественников осознают проблему и готовы переходить к активным действиям для ее решения. Четверть россиян (26%) выразили полное одобрение данному мировому тренду и еще 44% респондентов заявили о поддержке раздельного сбора мусора. Каждый пятый россиянин (20%) скорее не поддерживает идею разделения мусора. Лишь 10% выразили полное несогласие с данным вопросом.
Готовность большинства горожан заняться этим процессом упирается в неспособность государственной машины решить все сопутствующие вопросы. Ведь раздельный сбор гражданами отходов – это только лишь первый шаг. И он становится бессмысленным без выстроенной государством системы обращения с раздельно собранным мусором. Но чиновники и близкие к ним «бизнесмены», как правило, не заинтересованы в этом процессе.
Правда, мусорная проблема уже привела к массовым протестам населения. Она вышла на высший государственный уровень.
Экологи бьют тревогу: в России каждый год образуется все больше ТКО. С 1998 по 2013 год их количество увеличилось в два раза – с 30 до 60 млн т в год. Среднестатический россиян выбрасывает около 450 кг мусора в год. Если начать собирать отходы раздельно, это количество можно сократить как минимум в два раза, считают в Greenpeace.
Эта организация уже дважды публиковала рейтинги доступности раздельного сбора в российских городах с населением от 100 тыс. человек. В 2018 году РСО обнаружен в 101 городе из 160 с таким населением (всего в РФ около 1,1 тыс. городов). Лучшими по соотношению числа жителей и стационарных мест для сбора вторсырья (в расчет брались контейнеры для сбора хотя бы одного вида) тогда стали подмосковные Мытищи, где доступ к придомовому раздельному сбору имеют 93% горожан. В первую пятерку вошли также Альметьевск (86%), Волжский (84%), Октябрьский (81%) и Саранск (80%). Лучшим среди городов-миллионников оказался Новосибирск. Он занимает 12-е место, доступ к раздельному сбору там обеспечен для 57% жителей. А вот обе столицы провалились по этому показателю: Москва оказалась на 52-й строчке, в столице лишь 11% горожан могут пользоваться контейнерами для раздельного сбора рядом с домом. Петербург занял 91-е место, там баки для вторсырья стоят во дворах только 2% жителей. Москва, как было заявлено недавно, перейдет на раздельный сбор с 1 января 2020 года. На первом этапе проекта все площадки для сбора мусора оборудуют дополнительными контейнерами, которые позволят отделять вторичное сырье от других видов отходов.
Результаты исследования Greenpeace показали, что из 73,7 млн жителей крупных городов доступ к инфраструктуре раздельного сбора имеют только 10,7 млн человек (14,5%).
Как известно, с 1 января этого года в стране стартовала так называемая мусорная реформа, вылившаяся в большинстве муниципалитетах в дополнительные расходы граждан при сохранении самой системы вывоза отходов. Власти заявили о дефиците контейнеров для мусора. По словам исполнительного директора Российского экологического оператора (РЭО) Алексея Макрушина, объем дефицита – около 750 тыс. штук, а на их покупку нужны 9 млрд руб. В Китае же, наоборот, потребность в таких контейнерах рассматривают как возможность нарастить производство и получить дополнительную прибыль (см. «НГ» от 14.07.19).
Мировой опыт РСО очень многообразен и за долгие годы успел кристаллизоваться, России, по сути, можно просто выбрать удачную, подходящую модель и быстро реализовать ее.
В Германии, например, раздельный сбор бытового мусора начали еще в конце 1980-х годов, в 1996 году вступил в силу общенациональный закон, с 2015 года в стране действует единая система селективного сбора мусора. Немцы распределяют бытовые отходы на биомассу, макулатуру, стекло, металлы и пластмассы, устанавливая для каждого вида свои контейнеры. Производители и торговые компании платят взносы для организации сбора упаковок, просроченные лекарства принимают аптеки, для старых батареек имеются приемные пункты в магазинах. Германия стала лидером по переработке бытовых отходов в Европе – перерабатывая 66% мусора. Причем его переработка стала прибыльным бизнесом: в 2017 году, как сообщает ТАСС, оборот мусороперерабатывающей отрасли составил примерно 70 млрд евро, в этой сфере заняты свыше 250 тыс. человек.
То есть в России закапываются по свалкам (а Greenpeace насчитал более 14 тыс. только крупных свалок общей площадью более 4 млн га) ценные ресурсы, которые могут приносить прибыль. А за многие годы их накоплено на свалках миллиарды тонн. Но очевидно, что бизнесу выгоднее (или как минимум проще) собирать деньги с населения, а не заниматься добычей полезных «ископаемых».
Увлеченные идеей чипировать все подряд, наши власти могут ухватиться за опыт Франции – там мусорные баки снабжают специальным чипом, который регулирует деятельность мусоровоза, показывая уровень заполнения контейнера и дату его вывоза.
Хотя России, возможно, больше подошел бы опыт бразильского города Куритиба, где практически весь пластик, бумага, металл и стекло перерабатываются. Там привлекли к сбору мусора небогатых горожан, которые эффективно и раздельно собирают отходы за пакеты с едой и небольшое денежное вознаграждение. С учетом падения реальных доходов россиян вот уже шестой год подряд, не исключено, что армия низкооплачиваемых спецов, спонсируемых государственными структурами, могла бы сделать больше, чем крупный бизнес, которому сейчас население с его мусором отдается на откуп чиновниками.
Как ни странно, лучшей мировой практикой является то, что Россия утратила с распадом СССР. Цивилизованный мир пытается полностью запретить использование пластиковых пакетов и в восторге от «авосек» – плетеных многоразовых сумок. Многие передовые магазины переходят на продажу неупакованной продукции (россияне постарше помнят, что в советских магазинах масло, конфеты, селедку и т.п. продавали в бумажных кульках).
«Данные опроса «Ромир» свидетельствуют скорее не о спросе населения на услугу по раздельному сбору отходов, а о высокой сознательности граждан и их готовности воспользоваться этой услугой, если и когда она будет предложена, – сказал «НГ» эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. – Государство также не против, но вряд ли оно готово полностью финансировать процесс, отдавая функцию организации обращения твердых бытовых отходов (ТБО) специальным операторам. Переработка мусора также рассматривается как самостоятельный бизнес, который нужно поддерживать, но не заменять государственными структурами».
По мнению эксперта, проблема в том, что организация раздельного сбора требует в разы больших затрат, чем простой вывоз отходов на полигоны для захоронения. «Одних специальных контейнеров потребуется в четыре раза больше. Плюс раздельный сбор потребует и раздельного вывоза, а это усложнение логистики и удорожание организации обращения. Переработка и даже сжигание отходов на специальных перерабатывающих заводах также не окупаются без дотаций», – говорит Калачев.
По его словам, спонсировать все это придется либо непосредственно гражданам, либо бюджету (то есть в итоге тоже гражданам). «Если 70% россиян положительно относятся к раздельному сбору отходов, то не мешало бы поинтересоваться: сколько из них готовы дополнительно платить за это? Насколько население готово к росту тарифов по обращению с ТБО? Особенно учитывая слабый рост реальных доходов. Боюсь, в такой постановке вопроса результаты опросов могут оказаться иными», – считает Калачев.
комментарии(0)