фото pixabay.com
Российские чиновники в очередной раз продлили заморозку обязательных пенсионных накоплений – теперь до 2022 года. Причина этой заморозки в том, что власти решили пустить на выплату текущих пенсий те деньги граждан, которые изначально предназначались для накоплений. Но на развалинах старой накопительной пенсионной системы финансовые власти мечтают создать новую.
Чиновники готовят квазидобровольный налог на зарплаты россиян. И убеждают граждан еще раз закопать свои деньги на поле чудес, где должно вырасти «денежное дерево». Но повторить смелый поступок Буратино готовы сегодня лишь 31% россиян. Да и то только при условии жестких гарантий от государства.
На фоне обсуждаемой в правительстве доработке пенсионной системы, которая должна пополниться добровольными инвестициями трудящихся в свое будущее пенсионное обеспечение, ВЦИОМ узнал, о каких формах сбережений россияне знают в принципе, какими уже пользовались и как готовы откладывать.
Оказалось, что 58% опрошенных (а представлены в опросе были и горожане, и селяне старше 18 лет) так или иначе знакомы с вариантами самостоятельных инвестиций для пенсионного допдохода. Больше всего, конечно, – 28% – знают о вкладах или депозитах в банке, 27% – о накоплениях в рублях или валюте. Более четверти опрошенных (26%) назвали и вклад в негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Чуть меньше (24%) – инвестиции в недвижимость или землю.
|
Но не все информированные пользуются даже самыми распространенными инструментами: вкладами или депозитами в банке – 23%, личные накопления есть у 18%, у 14% – вклады в НПФ. 10% используют для формирования дополнительных доходов страхование от неблагоприятных событий, а еще 6% опрошенных – накопительное страхование жизни «к определенному сроку».
Количество тех, кто в будущем для обеспечения дополнительного дохода после выхода на пенсию хотел бы использовать какие-то инструменты, практически совпадает с количеством тех, у кого и сейчас эти инструменты есть: 23% остались бы в банковских вкладах, 21% сами бы копили наличные. Оказалось, что для будущей пенсии 18% вложились бы в недвижимость.
Абстрактные рассуждения об инструментарии, конечно, дают представление о некотором улучшении финансовой грамотности граждан, но многолетняя пенсионная реформа (и, главное, ее практические результаты) вносят коррективы. Страховые пенсии по-прежнему очень маленькие, накопительная часть пенсий заморожена с 2014 года, и на днях стало известно, что мораторий после его окончательного завершения в 2021 году хотят продлить.
Материалы Минтруда о характеристиках бюджета Пенсионного фонда России на 2020 год и плановый период на ближайшие два года свидетельствует о моратории, который распространится на формирование накопительной части пенсии до 2022 года включительно.
Мораторий означает, что все страховые взносы, которые платят работодатели (6% от зарплаты) в Пенсионный фонд России, идут на выплату пенсий сегодняшних пенсионеров, а индивидуальные пенсионные счета работников пополняются только раз в год за счет инвестиционного дохода.
Мораторий позволит уменьшить трансферт из федерального бюджета в ПФР в 2021 году на 609,1 млрд руб. Глава Минтруда Максим Топилин говорил, что с 2014 года мораторий сэкономил российскому бюджету около 2 трлн руб. Депутат Госдумы Ольга Баталина при обсуждении проекта закона о введении моратория до 2021 года называла это решение «вынужденной мерой, которая не укрепляет доверие к пенсионной системе».
Работающие с начала 90-х НПФ (это уже детище постсоветских либеральных властей) частично проворовались, что также отнюдь не добавило доверия системе. По результатам 2018 года доходность крупнейших из них оказалась в два с половиной раза меньше инфляции, некоторые «разнесли по счетам» убытки более чем в 10%. Часть НПФ просто не стали раскрывать данные, так как, по словам экспертов, регулятор до сих пор не ввел единые стандарты для раскрытия информации такими фондами.
Опрошенные ВЦИОМом россияне (31%) готовы рассматривать различные варианты накоплений после выхода на пенсию при гарантии государством сохранности вложенных средств. 26% пойдут на это при осуществлении жесткого госконтроля над деятельностью финансовых организаций. Для 12% важно наличие свободного выбора механизма накопления, а 10% отметили обеспечение гражданам равенства льгот при использовании разных способов накоплений.
Система индивидуального пенсионного капитала (ИПК), как планировали в правительстве, должна была заработать с 2020 года, но, как стало известно на днях, Банк России предложил отложить ее публичное обсуждение на следующий год, так как его глава Эльвира Набиуллина отказалась поддержать исключительно добровольный формат взносов россиян.
Пока правительство в пожарном порядке готовит реформу, почти две трети россиян заявили об отрицательном отношении к идее допотчислений на пенсию: по данным опроса Левада-Центра, 63% не хотят ничего отчислять дополнительно. Правда, информацию о том, что 29% все же хотели бы дополнительно отчислять до 6% дохода, в ЦБ назвали позитивным сюрпризом (см. «НГ» от 06.06.19).
«Мировая практика показывает, что добровольные пенсионные накопления длиной в десятки лет так или иначе курируются государством, – сказал «НГ» профессор Высшей школы экономики Евгений Гонтмахер. – Государство прежде всего должно дать обещание не национализировать эти средства, не использовать их по собственному усмотрению. У нас же пока в связи с этим мораторием происходит обратное. Безусловно, должно быть эффективным и госрегулирование: банковский и страховой надзор. Должна быть защита от мошенников. Третий важный вопрос – это доходность. Наши финансовые рынки не готовы к тому, чтобы холить и лелеять эти накопления. Эта проблема существует сейчас во всем мире, но там за счет 100-летнего опыта есть инструменты коррекции. Там применяются возможности инвестирования средств глобально, в прямом значении этого слова – по всему миру. У нас же набор инструментов инвестирования весьма ограничен, что в том числе связано и с санкционными ограничениями». Эксперт считает, что это очень сложный круг вопросов, с решением которых спешить точно не нужно. «У нас молодежь уже давно живет в рынке, они прекрасно понимают все риски. С другой стороны, если государство установит фиксированную доходность для компаний управляющих пенсионными накоплениями, они могут вообще разориться. Мне кажется, надо обсуждать вариант, когда нынешним работникам гарантируют определенные пенсионные выплаты, эта схема может стимулировать добровольные накопления», – говорит Гонтмахер.
комментарии(2)
0
Сергей 05:37 17.07.2019
При полностью разрушенном доверии к накопительной системе, когда репутация честности государства оценивается в смехотворные 600 млд в год, восстановление возможно только на фундаментально незыблемом основании. У ЦБ колоссальная часть валютных резервов находится в виде золота, которое накапливается в пропорциях к денежной массе не характерных для современных экономик. Поэтому золотую часть резервов можно объединить с накопительной частью пенсионной системы.
0
Сергей Сергей 05:47 17.07.2019
Взносы и выплаты проводить как в металлических счетах по курсу ЦБ на дату транзакции без спредов купли-продажи банков. Т.е. государство должно гарантировать сохранность пенсионных накоплений под контролем ЦБ своими з/в резервами.