Фото агентства городских новостей "Москва"
Беспрецедентно щедрая госпрограмма развития села с бюджетом в 2,3 трлн руб. вызывает живой интерес не только у чиновников Минсельхоза, но и у думских единороссов. Они считают, что сама программа основана на крайне сомнительной статистике, которая учитывает несуществующие деревни и их несуществующих жителей. Кроме того, в госпрограмме не определена судьба малочисленных деревень, которые могут вообще не получить господдержки. И это еще одна претензия правящей партии к Минсельхозу. «Мы ждем честного ответа от министерства на вопрос, что будет с такими деревнями, где на самом деле проживает очень мало жителей», – заявил вице-спикер Госдумы единоросс Сергей Неверов.
«НГ» уже писала о том, что правительство планирует выделить до 2025 года около 37 тыс. руб. на каждого жителя сельской местности в рамках новой госпрограммы комплексного развития села (см. «НГ» 29.04.19). Основным оператором по распределению госпомощи будет Министерство сельского хозяйства под руководством Дмитрия Патрушева.
Но эти деньги интересуют и народных избранников. Так, вице-спикер Госдумы Сергей Неверов заявил, что не доверяет данным Росстата по малым деревням и сомневается, что госпрограмма была основана на реальных данных. Необходима доскональная ревизия данных Росстата по малым деревням с учетом выделяемых средств на развитие села, заявил Неверов.
«Пора что-то поменять в работе Росстата, данные агентства не отражают реального положения в маленьких деревнях», – сказал Неверов. Так, по его словам, в деревне Лукьяники Кардымовского района Смоленской области, по статистике, числятся жители, только самой деревни уже нет. «В Минине регистрируются для получения разрешения на временное пребывание, а потом гражданства, но фактически там эти люди не живут», – рассказал Неверов. По его словам, таких примеров можно привести множество.
«Мы ждем честного ответа от Министерства сельского хозяйства на вопрос о том, что будет с такими деревнями, где на самом деле проживает очень мало человек. По стране – это сотни тысяч наших граждан, и когда мы рассказываем о возможностях госпрограммы, мы должны честно отвечать им на вопрос, на что им рассчитывать», – сказал вице-спикер.
Правда, в самом Минсельхозе не готовы признавать, что программа основана только на сомнительной статистике. «Минсельхоз РФ провел большую работу по подготовке госпрограммы, было проанализировано состояние 133 тыс. сельских населенных пунктов, в которых проживают более 37 млн человек», – сообщили в ведомстве «НГ». Чиновники подчеркивают, что госпрограмма носит инициативный характер, а предложения по приоритетным проектам для малых населенных пунктов формируются на местах.
«Мероприятия распространяются не только на работников предприятий агропрома, но и на всех жителей сельских населенных пунктов вне зависимости от вида их профессиональной деятельности. При этом именно они станут главными выгодоприобретателями мероприятий и проектов программы», – объясняют в ведомстве Патрушева.
Однако независимые эксперты видят в программе существенные изъяны. «В новой госпрограмме нет обязательств государства обеспечить улучшения разным по численности населенным пунктам – есть только общие мероприятия. Кроме того, есть два ограничения. Первое – несмотря на существенное увеличение финансирования, его недостаточно. Это видно, если сравнивать планируемые объемы ввода в эксплуатацию объектов и фактическую ситуацию. Например, по дорогам с твердым покрытием, системе газоснабжения, объему жилищного строительства и т.д.», – говорит директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. «Второе ограничение – по отдельным направлениям, например по мероприятиям по благоустройству сельских территорий, требуется софинансирование местного бюджета – не менее 30% от общего объема. Если местный бюджет не найдет денег, то не будет и госпомощи, и самого благоустройства», – продолжает Шагайда.
Другие эксперты надеются на качественное улучшение статистики в ходе подготовки к предстоящей переписи населения 2020 года.
«Росстат сможет оценить действительную численность населения на той или иной территории в ходе переписи. А в межпереписной период оценка реальной численности в сельских населенных пунктах в большей степени лежит на органах внутренних дел и паспортных столах», – отмечает доцент Российского экономического университета Ольга Лебединская.
комментарии(0)