Академик РАН Виктор Ивантер предлагает улучшить кадровый состав Минэкономразвития. Фото РИА Новости
Российская экономика похожа на советский субботник, где трое говорят о пользе роста ВВП и есть лишь один, который этот рост обеспечивает. Такой образ современного госуправления приводит академик РАН Виктор Ивантер. На фоне ясной политики ЦБ и Минфина Минэкономразвития (МЭР) выделяется весьма неопределенной позицией. Нужно улучшить кадровый состав и качество работы МЭР, там не должны работать те, кто имеет смутные представления о работе реальной экономики, говорят ученые.
Академик РАН Виктор Ивантер начинает свою статью «Макроэкономическая ситуация в России» с положительного – низкого уровня внешнего долга.
«С макроэкономической точки зрения можно считать, что влияние этого долга на ситуацию равно нулю. Валютные резервы на сегодня – примерно 460 млрд долл. А масштаб критического импорта, для финансирования которого теоретически и нужны эти резервы, по самой высокой оценке не превышает 130 млрд долл. Иными словами, мы можем три года ни одного цента не получать от внешнего мира и тем не менее спокойно покупать за рубежом все то, без чего жить не можем», – рассуждает он.
Проблему излишнего санкционного давления на российскую экономику эксперт также считает надуманной. «Проблема санкций гипертрофирована. Россия последние 100 лет почти все время живет в условиях каких-нибудь санкций. Это естественная часть нашего бытия, и мы научились с этим справляться», – подчеркивает Ивантер.
По сути, никакого экономического кризиса в России на данный момент нет, продолжает академик. «В России идет экономический рост», – пишет он. Но тут же добавляет, что он не фронтальный. Однако эти 1–2% прироста ВВП мало зависят от качества экономической политики, сообщает он. То есть экономика может обеспечить этот рост сама, без поддержки со стороны правительства.
Проблема в том, что такой инерционный рост все больше напоминает советский субботник, продолжают ученые, «когда трое треплются, а один – копает». «Именно так складывается ситуация и в российской экономике: заняты делом далеко не все, но кто-то все равно продолжает работать и обеспечивает хоть и слабый, но рост», – считает академик Ивантер.
При этом потенциал экономического роста в РФ – 6–8% в год. «С учетом того что экономическая инерция сама по себе создает прирост около 2% в год, нам с помощью экономической политики надо добавить не так много – примерно 3%», – рассуждает специалист.
Однако эксперты задаются вопросом: почему при общих, казалось бы, позитивных явлениях в отечественной экономике наблюдается столь явное социальное недовольство? Ивантер, к примеру, объясняет это падением реальных доходов населения и сохраняющейся в РФ проблемой неравенства доходов. По мнению академика, их стагнация в целом довольно опасное для страны явление.
«В СССР с 1975 по 1985 год реальные доходы населения не падали. Но при этом они и не росли. И после этих 10 лет все, от уборщицы до партработников, возненавидели существующую экономическую систему, а затем коллективно развалили страну... Вот к чему может привести стагнация уровня жизни», – говорит ученый.
Притом что эксперты называют стагнацию доходов населения чуть ли не самой острой проблемой современной России, они не видят того, как власти пытаются эту проблему решить. Мало того, ученые в целом не видят в РФ как таковой экономической политики. «Утверждение, что в России дурная экономическая политика, нельзя считать верным. В действительности у нас нет никакой экономической политики», – заявляет Ивантер.
Есть политика Центробанка по снижению инфляции и поддержанию стабильности рубля, есть политика Минфина – по сокращению расходов и повышению доходов. «А какие внятные цели у экономической политики? Чего конкретного Минэкономразвития хочет добиться? Кто-нибудь способен объяснить?» – задаются вопросом специалисты.
В лучшем случае, продолжает Ивантер, можно говорить о существовании в стране так называемой латентной экономической политики, которая строится на проектах вроде строительства Крымского моста.
Об отсутствии экономической политики или непонимании ее текущей повестки ранее высказывались не только экономисты, но и защитники бизнеса. «Глобальная проблема, которая есть в России, – непонятность экономического курса», – говорил бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Экономическая политика не соответствует моменту. Сейчас нужна новая экономическая политика, потому что новая экономика России должна развиваться как экономика, которая не зависит от сырья», – подчеркивал он.
Риторика есть, ситуативные решения есть, а долгосрочной политики – нет, считает и лидер Партии дела, предприниматель Константин Бабкин. Есть отдельные, частные решения для поддержки промышленности, но в целом экономический вектор остается неблагоприятным для производства.
Экономисты видят лишь один выход из сложившейся ситуации: смену кадрового состава в ведомстве Максима Орешкина. «Там не должны принимать решения люди, которые никогда ни на каком производстве не были и очень смутно представляют себе, как работает реальная экономика», – указывают они. По мнению Ивантера, «если экономические власти хотя бы не будут совершать никаких масштабных безобразий», то рост ВВП вполне может перешагнуть рубеж в 2% годовых.
комментарии(2)
0
dlz 21:22 03.03.2019
Собеседник в МЭР рассказывает, что ущерб, нанесенный в свое время Грефом, уже не исправить. Пресловутая "вертикаль власти", то есть нетерпимость к самостоятельному мнению подчиненных, привела к полному вымыванию хоть сколько-то думающих голов. Чтобы вернуть думающие головы, надо сначала искоренить эту самую вертикаль. Формула Николая Палкина "Россией управляю
0
dlz 21:25 03.03.2019
я и столоначальники" в наше время не работает. Хотя, она и 200 лет назад не работала. Настало время для серьезных решений. Пора заняться делегированием.