Илья Шестаков никак не может найти общий язык с рыбаками. Фото с сайта www.fish.gov.ru
На недавнем совещании в Росрыболовстве, посвященном изменениям в принципах распределения крабовых квот, глава ведомства Илья Шестаков в ответ на бурные протесты рыбаков намекнул, что за идеей отказа от «исторического принципа» стоит якобы сам Владимир Путин.
«Давайте мы сами будем определяться, кто нам что поручил. Вам, может быть, не поручал, поэтому вы не знаете, – заявил глава Росрыболовства, намекнув, что не стоит опираться только на документы в открытом доступе. – Почему вы считаете, что все поручения должны быть официально опубликованы?».
Именно так ответил глава ведомства на слова руководителя Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного рыбохозяйственного бассейна Валентина Балашова, который предложил Шестакову перестать ссылаться на главу государства: «Никаких аукционных методов президент не поручал, поэтому это тоже вопрос: на каком основании? Или по крайней мере не надо тогда президента упоминать».
В том, что глава государства дает руководителю рыбной отрасли «секретные распоряжения», сомневаются все: и рыбаки, и эксперты, и журналисты. «Конечно, вряд ли это так на самом деле, потому что кто-кто, а Владимир Путин не раз публично поддерживал «исторический принцип» распределения права на промысел и что его надо сохранять. Однако прикрывать именем главы государства намерение сломать базовый принцип российского рыболовного законодательства еще никому в голову не приходило», – пишет по этому поводу «Собеседник».
Издание полагает, что фраза Шестакова «Я что, должен вам все поручения президента показывать?!» может негативно сказаться на его карьере. И дело не только в том, что глава Росрыболовства, по сути, публично подставил главу государства. Понятно же, что президент России не вмешивается в споры хозяйствующих субъектов, не лоббирует интересы отдельных компаний или чиновников. Он, как известно, решает глобальные политические и экономические государственные проблемы.
Дело, кстати, еще и в том, что мало кому из чиновников федеральных ведомств удалось настроить против себя сотни тысяч людей, как это удалось руководителям Росрыболовства. Против аукционов, как известно, высказывались не только простые рыбаки, но и главы регионов, депутаты законодательных собраний, сенаторы, депутаты Госдумы. Полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев недавно сообщил, что правительственная комиссия по развитию рыбного хозяйства Дальнего Востока в ближайшее время рассмотрит предложения по крабовым аукционам. Понять полпреда можно – его, надо полагать, совсем не радует протестная активность рыбаков.
Между тем в конце января на Дальнем Востоке и севере прошла очередная акция протеста рыбаков. Во всех портах, где базируются рыбопромышленные компании, и в северных морях на промысловых судах на час была остановлена работа и снова гудели судовые сирены. Люди возмущались по поводу кампании по дискредитации отрасли, развернутой федеральными телеканалами. Дальневосточников и северян поддержали все рыбаки России. В акции приняли участие более 200 промысловых судов и более 10 тыс. человек». Есть опасения полагать, что это не последняя акция протеста.
Рыбаки – люди закаленные, прошедшие испытание морем и штормами, их так просто, как говорится, не сломаешь. И даже силовые методы тут не помогут. Рыбаки все равно будут писать письма руководству страны, в министерства и ведомства (кстати, на сайте www.regulation.gov.ru, где наконец-то выложен законопроект, сотни людей уже голосуют против него). Это вполне понятно: в нулевых отрасль уже сломали через колено и ввели аукционы. Через четыре года от них отказались, так как в правительстве признали, что «практика аукционов привела к сокращению объемов инвестиций в рыбной отрасли и падению ее рентабельности до отрицательных показателей», и вернулись к историческому принципу распределения квот, как это принято во всем мире. Зачем менять устоявшуюся систему, в Росрыболовстве объяснить не могут или скорее всего не хотят.
Только утверждают, что слом «исторического принципа» в пользу аукционов принесет в бюджет более 80 млрд руб. Правда, во-первых, непонятно, на чем основываются эти расчеты. Во-вторых, из-за повышения налогов и сборов эту же сумму краболовы заплатят и так. В-третьих, если в нулевых практика аукционов провалилась, почему сейчас должно быть иначе. По факту, эти мифические миллиарды не спасут никого, а отрасль разрушат, как разрушает систему любой передел. И не важно чего – собственности или биоресурсов.
Странная ситуация сложилась и в Совете Федерации. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, который в верхней палате курирует рыбную отрасль, в октябре прошлого года вообще заявил «НГ», что «на сегодняшний день официальный документ один – федеральный закон, он принят, работает, все нормально,вопросов никаких нет». Получается, или сенатор не знал о разработке документа, или важнейший для отрасли законопроект написали, как говорится, на коленке, за полтора месяца? Тогда «НГ» сообщала, что член Совета Федерации Елена Афанасьева внесла законопроект о моратории на введение новых видов квот для обеспечения стабильности в отрасли. Но не все коллеги ее поддержали. Более того, по данным «НГ», уже 21 февраля комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, который возглавляет Алексей Майоров, намерен обсудить (и не исключено, что и одобрить) «антирыбацкий закон». Что весьма странно, так как результаты обсуждения документа на сайте www.regulation.gov.ru завершатся только 23 февраля. Кстати, многие юристы убеждены, что законопроект, имеющий большое количество отсылочных норм, может привести к коррупционным схемам.
Более того, еще неизвестно, что скажет на данную тему президент России в Послании Федеральному собранию, которое состоится 20 февраля. Но как минимум известно, что Владимир Путин всегда говорит о необходимости поддерживать бизнес, который двигается вперед только при нормальном общении с государством. Хотя, похоже, не все чиновники понимают, что такое нормальное общение.
Сложившуюся ситуацию, кстати, весьма убедительно объяснил на своем официальном сайте известный экономист Михаил Делягин. «С осени позапрошлого года российское рыболовство буквально трясет: группа родственников высокопоставленных чиновников решила переделить рынок, начав с наиболее рентабельного краболовства, – отмечает эксперт. – А чтобы переделить, нужно отказаться от общепринятого в мире исторического принципа, обеспечивающего стабильность, предсказуемость и устойчивый прогресс, и вернуться к постоянному переделу квот на аукционах, который за пару лет буквально уничтожил отрасль не так уж и давно – в начале нулевых». По глубокому убеждению ряда представителей отрасли, пишет Делягин, «глава Росрыболовства Шестаков лично дал указание засекретить законопроект, возвращающий отрасль в смертельное для нее время стимулирования бандитизма и уничтожения инвестиций. А в конце января, сняв гриф, стремительно провел согласование в ведомствах».
По мнению эксперта, «после краболовства придет очередь и остальных, начиная с рыбаков. Давненько реформаторы не проводили приватизации, да и о рейдерстве как-то подзабыли: пора еще раз передать все, что еще работает, в правильные руки «новых дворян», «молодых технокрадов» и «эффективных менеджеров».
комментарии(0)