Чаще всего антимонопольные службы выявляют картели в сфере дорожного строительства. Фото с сайта www.rosavtodor.ru
Деятельность картелей в России наносит ущерб бюджету страны в 1,5–2% от годового ВВП – это почти 2 трлн руб. Такую оценку дают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Это колоссальные деньги. К примеру, это четверть планируемых расходов государства на реализацию нового президентского майского указа. Чиновники не первый год жалуются на «картелизацию» российской экономики, однако ситуация почти не меняется. «У ведомства Игоря Артемьева сегодня нет реальных рычагов борьбы с картелями», – полагают эксперты.
«Совокупный ущерб от картелей (в РФ) – до 1,5–2% от ВВП», – сообщают в ФАС. При этом 85% картелей – это именно сговоры на торгах. «Это колоссальная проблема, которая стоит миллиарды рублей бюджету РФ и российским потребителям», – признает замруководителя ФАС Андрей Цыганов. Заметим, однако, что речь идет о ежегодных потерях даже не миллиардов, а триллионов рублей. По итогам 2017-го объем ВВП России составил 92 трлн руб. в текущих ценах. Если от этого отталкиваться, то получается, что ущерб от картелей достигает почти 2 трлн руб. Это довольно-таки значительная сумма. К примеру, на реализацию нового майского указа президента государству необходимо изыскать около 8 трлн руб. дополнительных средств.
Да и в целом нельзя назвать существующую систему госзакупок сколько-нибудь конкурентной. Так, ранее Минэкономразвития (МЭР) сообщало, что неконкурентными можно считать 95% госзакупок на общую сумму в 20 трлн руб., это сопоставимо с доходами федерального бюджета (см. «НГ» от 02.02.17).
Наиболее чувствительные сферы, в которых чаще всего выявляются факты картелизации экономики, – строительство, дорожное строительство, закупка лекарственных средств и медизделий для госнужд, транспорт и перевозки, жилищно-коммунальное хозяйство, закупка продуктов питания, перечисляет Цыганов.
Напомним, что согласно действующему антимонопольному законодательству РФ признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на одном рынке, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции по указанным в законе признакам.
О проблемах картелизации экономики чиновники говорят не впервые, однако пока нельзя сказать, что проблема как-то серьезно решается. Так, президент Владимир Путин ранее уже обращал внимание, что государственные структуры, компании с госучастием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес. «Проще работать со своими ГУПами и МУПами, чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке. Такие действия ведут к росту бюджетных расходов, консервируют отсталые производства и низкое качество продукции. В конечном счете от этого страдают потребители, то есть граждане России», – пояснял он. При этом у госструктур, компаний с госучастием совершенно другие лоббистские и финансовые возможности, и доступ к кредитам у них тоже намного проще, замечал президент. В результате «ущерб для экономики страны колоссальный, мы его просто не ощущаем, не чувствуем», подчеркивал глава государства. «Мы должны с этим (картельными сговорами. – «НГ») бороться», – говорил Путин (см. «НГ» от 06.04.18).
Несмотря на обозначение проблемы, нельзя сказать, что в стране наблюдается сколько-нибудь рьяная борьба с картелями, наоборот, в ФАС жалуются на невозможность решения проблемы. «Ежегодно в России на федеральном уровне возбуждается от 10 до 20 дел о картельных сговорах по гособоронзаказам. И суровые санкции, вплоть до уголовной ответственности, на данный момент ситуацию поменять не могут», – заявлял замруководителя ФАС Максим Овчинников, обещая «усилить работу в сфере привлечения к уголовной ответственности».
За весь 2017 год ФАС возбудила 675 дел об антиконкурентных соглашениях. При этом совместно с Общероссийским народным фронтом (ОНФ) ведомство выявило почти 70 случаев картельного сговора за тот же период. «По факту – по картелям возбуждено всего 9 уголовных дел на всю страну в 2017 году, 15 уголовных дел – в 2018 году, и ни одного приговора в последние годы не было вынесено. При этом мы возбуждаем до 400 антимонопольных дел об антиконкурентных соглашениях ежегодно и примерно столько же выносим решений. Совокупная сумма административных штрафов колеблется от 2 до 4 млрд руб. ежегодно», – рассказывал начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев.
По мнению же экспертов, у ФАС сегодня нет реальных рычагов борьбы с картелями. «Картельный сговор – это одно из проявлений злоупотребления монопольным положением. Это злоупотребление – естественное следствие экономического развития, как и само монопольное положение. Конкурирующие предприниматели вынужденно укрупняются, чтобы успешнее бороться друг с другом, и здесь все зависит от государства», – замечает в интервью агентству Regnum директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, в России антимонопольная служба чудовищно поражена в правах. «В Германии, если произошло резкое колебание цен на рынке, антимонопольная служба имеет право сначала вернуть цены на место, а уже потом расследовать, что это было. Если у антимонопольных служб большинства развитых стран мира есть подозрение в злоупотреблении монопольным положением, они имеют право получить всю информацию о структуре цены. И их решение обязательно к исполнению. У нас же антимонопольная служба не может и чихнуть, пока кто-то не достиг 30% рынка», – сообщает Делягин.
Не исключено, что ущерб государству и экономике от картелей гораздо выше заявленной ФАС цифры, однако осознать и признать данный факт государству трудно и страшно, рассуждают эксперты «НГ». «Первопричины существования и процветания картелей – заказчики товаров, работ и услуг. Существующий механизм организации и проведения торгов дает огромные возможности для злоупотреблений, недопуска к участию в тендере предпринимателей, имеющих производственные и экономические возможности. Формально организацию и существование картелей поддерживает именно государственный заказчик, заинтересованный в том, чтобы не пустить на рынок «чужака». То есть картельный сговор участников закупки становится возможным именно при попустительстве заказчика», – объясняет гендиректор компании «Амулекс» Дмитрий Макаренко.
«Государство остается крупнейшим заказчиком. Поэтому существует постоянный риск картельных сговоров между исполнителями и заказчиками по несправедливым ценам», – напоминает ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. И возможности ФАС регулировать данную сферу крайне ограничены, продолжает он.
Задача ФАС была бы проще, если бы на современном российском рынке было достаточно конкуренции, говорит эксперт компании «Финам» Алексей Калачев. «Это было бы возможно при большом количестве компаний, независимых от региональных, а часто и федеральных властей, не связанных с монополиями, госкорпорациями или чиновниками и при этом экономически эффективных», – отмечает эксперт.
комментарии(0)