К концу 2019 года все лекарственные препараты в стране будут иметь индивидуальную маркировку. Фото РИА Новости
Доступность лекарств – одна из важнейших составляющих современной медицины. Уже несколько лет в России создается система, призванная решить эту проблему по всей стране. Даже в условиях действующих против РФ санкций и непростой экономической ситуации эта система позволяет не только сдерживать цены, но и охватывать бесплатным лекарственным обеспечением все большее количество пациентов.
Казалось бы, что может быть проще доступности лекарства? Пациент должен иметь возможность принимать те препараты, которые врачи ему назначают. Вот и все. Но тут сразу начинаются непростые вопросы. Во-первых, это должны быть не любые лекарства, которые есть, а современные и эффективные – те, которые лечат. Эти лекарства должны быть в стране: импортироваться или производиться в ней. Эти лекарства должны быть в достатке в том регионе и том населенном пункте, где находится пациент. Эти лекарства должны продаваться по приемлемой цене. А если речь идет о дорогостоящих препаратах, которые позволяют справиться с тяжелой или редкой болезнью, то тут должны включаться дополнительные социальные механизмы, помогающие больному использовать свой шанс на продолжение жизни и выздоровление. В таких ситуациях основную нагрузку в нашей стране – спасибо за это еще Советскому Союзу – несет на себе государство.
Но те, кто помнит советское время, еще не забыли, что такое дефицитное лекарство и на какие ухищрения приходилось порой идти, чтобы его достать. Дефицит ушел в 90-е, но ему на смену пришли нереальные цены, вал подделок и некачественных препаратов да махровая коррупция при госзакупках, подрывавшая и без того невеликие ресурсы, которые государство выделяло на лекарственное обеспечение особо нуждающихся больных. Со всем этим ворохом проблем пришлось справляться уже в нынешнем веке.
Прежде всего необходимо было обеспечить качество лекарств. Для этого в России была создана система государственной регистрации препаратов – экспертиза качества, эффективности и безопасности. А к концу 2019 года все лекарственные препараты в стране будут иметь индивидуальную маркировку. Каждый человек сможет проверить легальность их происхождения. Эта система не только окончательно перекроет доступ на рынок фальсификатов, но и закроет возможности нелегальной перепродажи лекарств из госзакупок, предназначенных для больниц и льготных категорий пациентов.
Ранее нарекания врачей и пациентов вызывала длительность процедуры регистрации медицинских препаратов, которая замедляла приход в страну новых лекарств, разработанных за рубежом. Сейчас эта процедура при сохранении качества экспертизы ускорена до 110 рабочих дней (около 5 месяцев). Этот срок – один из самых коротких в мировой практике. Для сравнения: в Европе он составляет около 7 месяцев, в США – около 10, а в Японии – 1,5 года. Причем некоторые особенно важные для пациентов лекарства могут регистрироваться по ускоренной процедуре – вдвое быстрее.
Другой важный вопрос – цена лекарств. Последним серьезным вызовом для системы стал скачок валютных курсов 2014 года, резко потянувший вверх цены на импортные препараты. Тогда был задействован сложный механизм регулирования: государство усилило контроль за ценами на самые важные лекарства – «жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты» (ЖНВЛП). Причем речь не идет лишь о каких-то очень редко и «в крайних случаях» применяемых лекарствах, которыми люди «в обычной жизни» не пользуются. Сегодня в перечень ЖНВЛП входят более четверти (28%) лекарственных препаратов, допущенных к использованию в России. Разработанные механизмы регулирования цен на ЖНВЛП, несмотря на экономические колебания, позволили удерживать их на стабильном уровне последние 3 года. Причем в 2017 году впервые за 5 лет цены на ЖНВЛП снизились на 1,8%, а «за прошедший период текущего года рост цен в госпитальном сегменте составил 0,6%, в амбулаторном – 1,0%, что ниже уровня инфляции, – сообщила недавно министр здравоохранения Вероника Скворцова, выступая в Государственной думе. – При этом более 81% обновленного перечня занимают отечественные препараты, а из них почти 87% – производятся по полному циклу, что позволяет гарантировать надежность и своевременность лекарственного обеспечения».
Следующий важный вопрос, решение которого необходимо было найти, – эффективный механизм выполнения государственных гарантий лекарственного обеспечения.
Отметим, что объем гарантированного лекарственного обеспечения в России увеличивается и составил в 2017 году более 456 млрд руб. – это более 1,2 млрд упаковок лекарств, то есть 28% объема рынка лекарств.
Заработавшая с начала этого года информационно-аналитическая система позволяет гарантировать прозрачность системы закупок, избежать манипуляции ценами и предотвратить коррупционные риски. По данным экспертов, это уже привело к снижению почти 70% средневзвешенных цен. Запуск в следующем году региональных информационных систем, построенных с учетом требований Мин-здрава России, позволит упростить решение организационных проблем лекарственного обеспечения в регионах и персонализировать доведение необходимого лекарства до каждого пациента.
В особо важных случаях федеральный Минздрав берется за регулирование ситуации в регионах «по-серьезному» и полностью централизует закупки и распространение медпрепаратов. Так произошло в 2017 году с препаратами против ВИЧ. В результате удалось справиться с перебоями в поставках, снизить стоимость лечения одного пациента со 160 тыс. руб. до 84 тыс. руб. и увеличить охват антиретровирусной терапией с 39,5 до 46%.
И все это – только наиболее важные вопросы, которые постоянно решает Минздрав, чтобы у каждого пациента вовремя появлялось нужное ему лекарство.
комментарии(0)