0
3137
Газета Экономика Печатная версия

28.03.2018 20:11:00

Минсельхоз распашет новое поле

Ведомство Александра Ткачева намерено контролировать весь продовольственный рынок

Тэги: минсельхоз, контроль, пищевая промышленность, продовольствие, качество

On-Line версия

минсельхоз, контроль, пищевая промышленность, продовольствие, качество Данные о качестве сыра у разных контролирующих органов зачастую не совпадают. Фото агентства "Москва"

Минсельхоз должен контролировать не только производство, он должен контролировать всю пищевую и перерабатывающую промышленность, а также весь рынок продовольствия. О таких претензиях ведомства Александра Ткачева рассказали в среду сразу несколько чиновников. Независимый от Минсельхоза потребительский контроль мешает тем, что никак не «наладит стыковку» данных. Передел сфер контроля в правительстве проходит со ссылкой на низкое качество продовольствия.

Министерство сельского хозяйства должно стать дополнительно еще и министерством пищевой и перерабатывающей промышленности, – объявил вчера глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. О желании Минсельхоза подчинить себе контроль за всем рынком продовольствия и переработки рассказали вчера еще несколько высокопоставленных чиновников.

«Возможно ли создание единой системы и единого государственного органа по контролю за качеством пищевой продукции в производстве и обороте? Возможно. Такие практики международные есть. Рассматриваем ли мы эти варианты как один из вариантов в нашем меню проблемных вопросов? Рассматриваем», – рассказал вчера на коллегии Россельхознадзора министр Михаил Абызов. 

Заметим, в настоящее время функции контроля разделены между Россельхознадзором, который осуществляет контроль за сырьем, и Роспотребнадзором, который контролирует готовую продукцию.

Чуть ранее, выступая на коллегии, глава Минсельхоза Александр Ткачев заявил, что его ведомство подготовило законопроект о расширении полномочий Россельхознадзора и на контроль готовой продукции. Он уточнил, что соответствующие поправки в законодательство могут быть внесены уже в весеннюю сессию.

По сути, таким предложением Минсельхоз ставит перед правительством вопрос о необходимости введения сквозного контроля по формуле «от грядки до прилавка», – поясняет идею министерства Абызов. «На сегодня эти звенья контроля разделены, но, когда продукция отклоняется от качества, возникает вопрос: на каком из элементов цепочки произошел сбой?» – задается он вопросом. «К моему большому сожалению, за полтора года работы с надзорными ведомствами ни по линии Россельхознадзора, ни по линии Роспотребнадзора не удалось обеспечить стыковку их информационных систем, – отметил чиновник. – На всех совещаниях представители ведомства говорят о том, что надо налаживать информационное взаимодействие, обмениваться результатами проверок, видеть индикаторы риска, которые проверяет каждое из надзорных ведомств, видеть статистику по нарушениям, которые выявляются с тем, чтобы определить точки для наиболее приоритетной работы». Однако совместить информационные системы так и не удалось, констатировал он.

«Могу сказать, что в этой части терпение уже подходит к концу, и здесь необходимо принимать в том числе радикальные меры», – заявил Михаил Абызов, добавив, что это касается не только технического совмещения информационных систем, но и возможного создания единого контрольного органа в структуре правительства.

Такое новое контрольное ведомство, по мысли Ткачева, в первую очередь должно «бороться с фальсификатом, серыми схемами и реэкспортом». «Это наша линия фронта, коллеги, здесь мы должны биться до последнего патрона. За нами Москва, за нами страна, за нами крестьяне, фермеры», – сказал министр.

Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт вчера подтвердил, что его ведомство готово к выполнению функций контроля пищевой продукции. «Мы, собственно, этим тоже занимались. Просто у нас (с Роспотребнадзором. – «НГ») вечные споры: вы контролируете «досюда», а мы – «отсюда». Поэтому в целом и теряем позиции по качеству», – подчеркнул глава Россельхознадзора.

Мало того, продолжает Данкверт, отсутствие у Россельхознадзора полномочий контроля за ввозом сыроподобного продукта в Россию привело к тому, что только в течение последних двух лет российские производители молока не произвели 3 млн т продукта и недополучили 70 млрд руб.

Споры двух ведомств видны и в контроле служб за качеством пищевой продукции. К примеру, данные Роспотребнадзора о доле фальсификатов в молочном сегменте зачастую отличаются в разы от информации Россельхознадзора. Так, по данным Роспотребнадзора, доля фальсифицированной продукции в молочном сегменте в 2017 году составила порядка 4%. На что в Россельхознадзоре заметили, что сведения Роспотребнадзора не соответствуют действительности и процент фальсификата на молочном рынке значительно выше. В частности, Сергей Данкверт отмечал, что в некоторых категориях молочных продуктов доля фальсификата может достигать 50%. В Роспотребнадзоре парировали. «У нас 800 лабораторий по территории РФ, полный охват всей страны, мы проводим высокотехнологичные исследования», – сказала руководитель ведомства Анна Попова.

Расхождения ведомств о доле суррогатов на молочном рынке наблюдаются не первый год. Так, два года назад Россельхознадзор сообщал, что доля суррогатов среди отечественных сыров приближается к 80% (позднее эту цифру опроверг Минсельхоз, сообщив, что доля фальсифицированных сыров не превышает 10–15%). А в Роспотребнадзоре  сообщали, что лишь 6% молочной продукции на рынке – суррогаты (см. «НГ» от 19.01.16 и от 05.02.16).

Что примечательно, помимо ведомств Данкверта и Поповой в России действует еще несколько правительственных и околоправительственных организаций по проверке качества товаров. Однако даже их наличие никак не помогает чиновникам установить реальные объемы суррогатов на рынке. К примеру, еще в 2015 году правительством была учреждена автономная некоммерческая организация «Роскачество». Основная задача контролеров на зарплате – тестирование товаров и их добровольная сертификация, после которой производитель получает право маркировать свою продукцию Знаком качества (см. «НГ» от 20.11.15).

Существует также и негосударственный проект «Росконтроль», который объединил «ведущие исследовательские лаборатории и научные институты России, общества и объединения защиты прав потребителей».

Что примечательно, и «Росконтроль» и «Роскачество» могут осуществлять закупки исследуемой продукции, тогда как официальный Роспотребнадзор такую функцию получил лишь в прошлом году (см. «НГ» от 18.09.17).

Вместе с тем создание новой контролирующей структуры вызывает скепсис у экспертов «НГ». «Системы государственных и отраслевых стандартов и соответствующих органов, следящих за их соблюдением, не новость. Но что нового пытаются предложить чиновники? Если речь идет о единой структуре вертикального контроля от семечка, посаженного в поле, и до буханки хлеба на нашем столе, то при некотором желании уже существующие и уполномоченные контрольные ведомства могли бы вполне успешно справляться с подобной задачей», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. По мнению эксперта, скорее всего предложенная инициатива закончится очередным увеличением штата контролирующих организаций и новой головной болью для производителей. «Что касается реального влияния на качество пищевой продукции за счет появления нового контролирующего органа, то вопрос лежит не в плоскости количества контролеров, названии организации и ее внутренней структуры, а в реальном желания добиться конкретных результатов», – подчеркивает он.

«Понятно, что Россельхознадзор и Роспотребнадзор во многом дублируют свои функции. Поэтому, возможно, следует пересмотреть подход к обеспечению безопасности. Эти надзорные органы, когда они отчитываются количеством проверок и выявленных нарушений, – они будут усиливать контроль, требовать расширения штатов и своих бюджетов и отчитываться количеством выявленных нарушений. При этом вряд ли что изменится с безопасностью», – рассуждает директор Центра агропродовольственной политики Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Наталья Шагайда.

По ее мнению, стране нужны не органы для новых проверок, а работа многих организаций и политиков, которая будет способствовать минимизации рисков. «К примеру, в Европе и Германии высокий уровень безопасности продовольствия достигается не отменной работой контролирующе-карающего органа, а результатом постоянного процесса совершенствования системы минимизации рисков. Здесь каждое ведомство, сами предприятия, контрольные органы, торговые предприятия, наука и политика нацелены на минимизацию рисков», – рассказывает Шагайда.

«В области пищевой продукции, контроль сейчас осуществляют две федеральные службы – Россельхознадзор (ветеринарный и фитосанитарный надзор) и Роспотребнадзор (защита прав потребителей и благополучия человека). Каждая из них решает широчайший круг задач. В поле зрения Россельхознадзора находятся не только вопросы обеспечения качества и безопасности сельхозпродукции, но и обращение лекарственных средств в ветеринарии, земельные отношения в части земель сельхозназначения, обращение с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв и т.д. и т.п. Роспотребнадзор наряду с защитой прав потребителей осуществляет эпидемиологический и санитарный надзор», - напоминает доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета им Плеханова Кирилл Парфенов. Таким образом, контроль качества пищевой продукции – лишь часть «зоны ответственности» и одного, и другого ведомства, продолжает он. В результате получается, что эти два ведомства в полной мере не занимаются контролем пищевой продукции, и предложение создать единый надзорный орган напрашивается само собой.

Однако не факт, что создание нового ведомства решит имеющиеся проблемы, говорит Парфенов. «Дело в том, что выделение пищевой промышленности из двух ведомств и объединение в одно связано с высокими технологическими и временными затратами. При этом работа Роспотребнадзора и Россельхознадзора не должна прекращаться», - указывает он.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смогут ли россияне съедать шесть бутербродов с красной икрой в год

Смогут ли россияне съедать шесть бутербродов с красной икрой в год

Валентин Балашов

На свою зарплату житель РФ может купить примерно столько же деликатесного продукта, сколько и советский человек

0
5440
Нехватка кадров, финансов и данных приводит к сбоям искусственного интеллекта

Нехватка кадров, финансов и данных приводит к сбоям искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Социальная сфера в стране столкнулась с вопросом объективности, а промышленность – со снижением качества

0
3102
Искусственный интеллект как инструмент эксплуатации работников

Искусственный интеллект как инструмент эксплуатации работников

Даниэль Камари

Внедрение новых технологий позволяет бизнесу более жестко контролировать сотрудников и сокращать их численность

0
7248
Картофель и красная икра устроили россиянам ценовой шок

Картофель и красная икра устроили россиянам ценовой шок

Анастасия Башкатова

При инфляции около 10% некоторые продукты подорожали на 50–100%

0
10361

Другие новости