Строителям электростанций в Крыму предлагают обойтись без немецких турбин. Фото Reuters
Ассоциация немецких предпринимателей предлагает решить кризис с турбинами Siemens по тому же принципу, по которому Россия в свое время решила вопрос с французскими вертолетоносцами «Мистраль». Немцы предлагают Москве продать спорные турбины компании Siemens и недоумевают, почему взаимоприемлемый выход из конфликта до сих пор не принят российским правительством.
Немецкие предприниматели считают, что проблемы с турбинами Siemens можно решить за счет их возврата из Крыма в Германию. Если Россия согласится вернуть поставленные в Крым турбины, проблема будет «легально решена», заявил управляющий директор Восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс.
Он напомнил, что предложение Siemens выкупить турбины все еще в силе, и выразил недоумение по поводу молчания российских партнеров. «Я не совсем понимаю, почему российская сторона пока отказалась от такого простого, выгодного всем сторонам решения», – сказал Хармс.
«Поведение Siemens в данной ситуации абсолютно корректно и прозрачно. Мы ожидаем от российского правительства, что условия принятого договора будут полностью выполнены. Несоблюдение договора будет иметь негативные последствия», – отметил он.
При этом Хармс подчеркнул, что комитет выступает против возможного ухода Siemens с российского рынка. «Siemens уже 165 лет находится в России, это ключевой для компании рынок. И мы, и российское правительство довольны действиями Siemens. Компания делает там фантастический бизнес, и было бы очень жалко, если бы нынешняя ситуация помешала ему», – заявил глава комитета.
Скандал из-за поставки турбин Siemens в Крым негативно скажется на сделках других компаний с РФ, заявил Хармс. Вероятно, это был заочный ответ на слова министра энергетики РФ Александра Новака о том, что все оборудование, которое поставляет в Россию Siemens, могут поставлять и другие компании.
«Другие компании, безусловно, насторожатся, и это один из тех негативных эффектов, который уже наступил», – заявил Хармс. По его словам, все проекты, которые так или иначе будут связаны с потенциальным нарушением санкций, будут находиться под еще более пристальным вниманием. «Если будут хоть какие-то сомнения, фирмы не пойдут на сделки», – уверен Хармс.
У всех на слуху громкая история с французскими «Мистралями», которые Россия, по сути, согласилась вернуть производителю из-за санкций. Еще в декабре 2010 года французские компании выиграли тендер Минобороны РФ на закупку двух вертолетоносцев. Первый из них спустили на воду в октябре 2013 года, а с марта 2014-го велись испытания в открытом море судна, уже получившего название «Владивосток» и российский экипаж.
Формально французские корабли не подпадали под введенные весной 2014 года санкции США, Евросоюза и других стран, которые в том числе ограничивают военное сотрудничество с НАТО. Однако 5 августа 2015 года пресс-служба Кремля сообщила, что по итогам телефонного разговора президента РФ Владимира Путина и бывшего тогда президентом Франции Франсуа Олланда приняли совместное решение о прекращении контракта. Французы вернули нам деньги, а «Владивосток» стал египетским «Гамаль Абдель Насером», для которого Россия поставляет вертолеты.
«Вопросы, касающиеся Крыма, его социально-экономического развития в целом и энергетической безопасности в частности находятся в свете известных событий на особом контроле государства. По имеющейся информации, электростанции в Симферополе и Севастополе строятся именно по технологии Siemens. Не обладая аналогичными технологиями российского производства, исполнители заказов не в состоянии предложить альтернативу турбинам немецкого производителя. Затягивание процесса обратного выкупа, вполне вероятно, происходит по причине поиска альтернативы, а также возможной переориентации электростанций под другие турбины», – сказал «НГ» младший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Мухамед Косов.
«Отказ от обратного выкупа турбин объясняется больше экономическими факторами, так как это просто невыгодно. С юридической точки зрения их возврат также мало что поменяет – если факт нарушения договора российской компанией все-таки будет доказан, то последствия все равно должны наступить. Для Siemens же возврат был бы выгодным, так как позволил бы избежать обвинений в нарушении санкционного режима Крыма», – говорит партнер юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов.
Эксперт считает, что сравнивать ситуацию с «Мистралями» можно только по формальным признакам, так как в тот раз также речь шла о предложении разорвать договорные отношения и возврате денежных средств.
«Сейчас дело не только в нарушении санкционного режима, а в умышленных действиях по обману контрагента, поэтому просто вернуть турбины не поможет полностью разрешить конфликт. Да и очевидно, что турбины намного важнее для России сейчас, чем «Мистрали». Конечно, сгладить ситуацию возможно, если бы российская сторона пошла на соглашение, однако шансы на это крайне малы», – сказал «НГ» Фролов.
«Это интересный пример того, как стороны говорят на разных языках, – написал в своем Facebook первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Немцы предлагают рациональный вариант в рамках глобальной рыночной экономики. И искренне не понимают, почему его не принимают». «Россия же с 2014 года живет в другом измерении, где отказ от проекта в Крыму воспринимается как оскорбление величия и удар по суверенитету», – считает политолог.