Глава Минэнерго Александр Новак точно знает, какие турбины будут установлены в Крыму. Фото Сергея Бобылева/ТАСС |
Три года назад Минэнерго РФ и правительство РФ выбрали вариант энергоснабжения Крыма со строительством в Севастополе и Симферополе двух парогазовых электростанций по немецким технологиям. Хотя риски и опасности этого варианта были очевидны изначально: Германия поддержала антироссийские санкции, и ввоз в Крым немецкой техники уже тогда грозил крупным экономическим ущербом – причем для всей страны. А сегодня в истории с немецкими турбинами Siemens для Крыма РФ вполне может оказаться у разбитого корыта: электростанции на полуострове не заработают, иностранные инвесторы собирают чемоданы, а деньги на строительство – потрачены впустую.
Компанию Siemens могут наказать американцы, которые вчера выписали немалый штраф собственной компании Exxon. Признавать ошибки в учете рисков и последствий наши чиновники не любят. Поэтому сегодня в РФ идет поиск виноватых среди исполнителей. Вчера был отправлен в отставку гендиректор энергомашиностроительной компании «Силовые машины».
Несмотря на развивающийся международный скандал с поставками турбин Siemens в Крым, в российском Минэнерго утверждают, что первые блоки теплоэлектростанций (ТЭС) в Севастополе и Симферополе будут запущены в первом квартале 2018 года. По словам главы ведомства Александра Новака, власти ожидают, что проект будет реализован, даже если турбины отзовут. «Проект будет реализован в любом случае», – уверен министр. Побывавший недавно на строительстве обеих ТЭС заместитель Новака Андрей Черезов сообщил СМИ, что работа кипит, работают почти 2 тыс. человек и идет монтаж оборудования.
Получается, что намеченное на 21 августа в арбитраже Москвы рассмотрение иска Siemens к его российским партнерам никакой роли как бы не играет. Немцы утверждают, что без их ведома и в нарушение договора турбины, предназначенные для ТЭС в Тамани (Краснодарский край), попали в Крым. Турбины изготавливались на совместном предприятии Siemens и российских «Силовых машин» – ООО «Сименс технологии газовых турбин» в Ленинградской области.
Вчера стало известно, что назначенный в этом деле «стрелочником» гендиректор «Силовых машин» Роман Филиппов покидает компанию «по соглашению сторон». Когда 13 июля Филиппова вызывали на допрос в санкт-петербургское ФСБ по уголовному делу о разглашении гостайны, близкий к властям телеканал «Лайф» сообщил, что речь идет именно о скандале с Siemens и что утечка информации о поставках оборудования пошла именно от руководства «Силовых машин». По данным «Лайфа», сам Филиппов отвергает свою вину и говорит, что турбины не имели никакого отношения к Siemens, потому что были российского производства. Этой линии обороны, по-видимому, будет придерживаться вся российская сторона. В пресс-службе Минэнерго «НГ» сообщили, что «Севастопольская и Симферопольская ТЭС будут оснащены турбинами, выпущенными в России с использованием элементов зарубежного производства. Данные турбины имеют сертификаты соответствия российским стандартам».
России удалось доставить турбины в Крым хитроумным путем. Фото Reuters |
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял, что РФ обеспечила максимальную юридическую корректность при использовании технологий Siemens в производстве турбин для ТЭС в Крыму. Немецкая компания была вынуждена обратиться в суд из-за давления, заявил он в интервью ТАСС. «Они вынуждены это делать, на них давит «старший брат» из-за океана. При этом мы обеспечили максимальную корректность в части использования технологий, которые были задействованы в данном случае. У турбин есть российский сертификат, поэтому коллег не должно это сильно затронуть», – отметил Мантуров.
В Reuters считают, что Россия старается перехитрить санкции Евросоюза. Но основные трудности еще впереди: до сих пор российские специалисты не запускали и не обслуживали турбины Siemens самостоятельно – то есть без помощи немецкой компании-разработчика.
«Если Россия найдет способ запустить и обслуживать турбины на двух строящихся станциях после того, как они в обход санкций попали в Крым, это снова продемонстрирует способность Москвы игнорировать санкции», – пишет Reuters. По его данным, опыт обслуживания турбин Siemens модели, аналогичной тем, которые были поставлены в Крым, есть у российской компании «Ротек» из группы «Ренова», которую контролирует Виктор Вексельберг.
Похоже, что спецоперация по преодолению санкций продолжится, так как структуры Вексельберга работают и в Европе, и в США. Следовательно, предстоит создать такую схему, которая не подставит их под удар. Не исключено, что юридическая схема обхода санкций разработана давно и лежит в укромном месте в папке под грифом секретности. Но юридическими вопросами дело может не ограничиться. Без участия Siemens возникнут проблемы с гарантийным ремонтом или со снабжением запасными частями, которые в РФ не выпускаются.
Сегодня же возникают вопросы: почему Россия оказалась втянута в новый международный скандал и можно ли было обеспечить Крым электроэнергией без разрушительного ущерба репутации РФ в глазах иностранных компаний?
Интересно, что ситуация в принципе моделировалась, и, похоже, скандал с Siemens был если не запланирован, то изначально учитывался. В Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года, которая была утверждена 11 августа 2014 года, в числе основных рисков упоминаются возможные проблемы для развития международного сотрудничества и ослабление международных и внешнеэкономических связей.
Хотя санкции, ограничивающие возможность поставок западного технологического оборудования в Крым, были приняты 30 июля 2014 года, еще в апреле того года Минэнерго в принципе рассматривало вариант, который мог предотвратить нынешний скандал. Тогда сообщалось, что Минэнерго остановилось на варианте строительства газовой электростанции в Новороссийске и объединении энергосистем полуострова с российской. Но уже в июне Александр Новак заявил, что кроме прокладки кабельных электропередач по дну Керченского пролива будет реализовываться и вариант строительства двух крупных генераций на полуострове с прокладкой туда газопровода. В пресс-службе Минэнерго нам пояснили, что этот вариант был принят «с учетом требований надежной работы энергосистемы, минимальных капитальных затрат на реализацию».
«Когда осуществлялось присоединение Крыма, власти, похоже, не продумывали схемы снабжения этого полуострова. Скандал с турбинами Siemens только доказывает это – не найдя другого выхода, скорее всего, пришлось пойти в обход договоренностей с контрагентом. Говорить о каких-то репутационных рисках тут уже вряд ли стоит, поскольку сейчас скорее наступят экономические последствия – Siemens может отказаться от сервисного обслуживания и может добиться штрафных санкций за нарушение обязательств по договору. Разумное стратегическое планирование в России если и осуществляется, то задним числом», – считает основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин.
Вчера стало известно, что Минфин США оштрафовал американскую нефтяную компанию ExxonMobil на 2 млн долл. за «нарушение санкций» по Украине. С 14 по 23 мая 2014 года ее структуры заключили восемь соглашений по нефтегазовым проектам в России с подсанкционным главой «Роснефти» Игорем Сечиным.
«Стратегическое планирование у нас, конечно, есть. Но есть и непродуманные иррациональные решения, логику которых не всегда легко понять, – комментирует ситуацию «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Логика в этих иррациональных действиях, как правило, присутствует, но эту логику не все понимают или приемлют. И не всегда она укладывается в рамки западноевропейского понимания разумности. Скорее всего российские власти организовали так называемую двухколенную сделку, чтобы ликвидировать возможные обвинения со стороны Siemens: сначала турбины перешли к одному юридическому лицу, оно стало их полноправным собственником. Затем это лицо продало турбины второму юридическому лицу, которое распорядилось ими по своему усмотрению. При этом оба юрлица – это добросовестные приобретатели с юридической точки зрения, что снимает с них обвинения как с российской, так и зарубежной стороны в неправомерности использования турбин. Не говоря уже о том, что второе юридическое лицо перестроило турбины по своему усмотрению, и нужно еще доказать, что это те самые турбины Siemens, которые запрещены к ввозу в Крым».
Эксперт считает, что проект еще не закончен, поэтому неверно считать, что есть только репутационный ущерб, а цель не достигнута. «Юридические споры будут длиться довольно долго, и еще неизвестно, к чему они приведут», – предполагает Андриевский.
Приводит эксперт и свою версию, почему Минэнерго отказалось от варианта строительства электростанции на материковой части России с перегоном ее по кабелю в Крым: «Это обошлось бы намного дороже и потребовало бы дополнительного времени, которого нет. ЛЭП от Ростовской АЭС длиной в 500 км обошлась бюджету в 21,9 млрд руб. В данном случае речь идет о 300 км – это значительные средства. Естественно, решили сделать все побыстрее и подешевле».
Андриевский считает, что для запуска турбин и их обслуживания нужны высококлассные инженеры, знающие их устройство. «С этим могут быть сложности, но они наверняка будут преодолены, поскольку в России все же очень хорошая инженерная школа», – убежден эксперт.