Фото Gettyimages
За период с 2007 по 2016 годы государственные и бизнес-структуры в России профинансировали 1386 научных проектов, посвященных искусственному интеллекту (ИИ). Такие данные содержатся в исследовании, проведенном компанией SAP в области разработки проектов с использованием искусственного интеллекта в РФ за последние 10 лет.
Исследователи выяснили, что большая часть проектов – 1229 – оказались некоммерческими: «Они проводятся в рамках федеральных целевых программ или оплачиваются различными фондами».
«Это демонстрирует, что российский бизнес пока что в меньшей степени заинтересован в разработке и использовании искусственного интеллекта в своих проектах», – поясняют специалисты SAP.
Но и государственное финансирование ИИ на фоне других стран тоже выглядит скудным. «За десять лет на исследования и разработки в области искусственного интеллекта было выделено около 23 млрд руб. Объемы госфинансирования уступают другим странам. Например, в США ежегодно из госбюджета выделяется около 200 млн долл. на исследования в области искусственного интеллекта», – сообщает компания.
Если взять средний курс рубля к доллару за последние 10 лет, то из исследования SAP можно сделать следующий вывод: госфинансирование ИИ в нашей стране составило за 2007-2016 годы чуть больше 600 млн долл., в год это в среднем по 60 млн долл. – примерно в три раза меньше, чем в США. За один только год госбюджет США тратит на ИИ треть от той суммы, которую вложило в эту сферу российское государство за все 10 лет.
В SAP добавляют, что уровень финансирования в России можно назвать невысоким еще и «с учетом количества проектов и общего числа задействованных научных сотрудников: от 6 до 10 тыс. человек».
По данным компании, лидеры по объему государственного финансирования – проекты для госсектора, транспортной отрасли, обороны и безопасности. «Это свидетельствует, что в России прежде всего поддерживают проекты, где ожидаются результаты с быстрым применением на практике, – поясняют авторы исследования. – Например, анализ данных и различные системы распознавания помогают оптимизировать логистические и транспортные проблемы. Текущие геополитические задачи также определяют острую потребность в интеллектуальных системах для модернизации оборонно-промышленного комплекса».
Между тем некоторые ученые ранее заявляли, что даже развитые страны вкладывают в высокие технологии, включая IT, не так много средств, как принято думать. Правда, в их сопоставлениях обычно шла речь не о государственных инвестициях, а частных.
Так, ученый-футуролог Джеймс Вудхайзен (James Woudhuysen) на недавнем выступлении в Москве рассказал о ситуации в США. Пик частных инвестиций в IT пришелся там на конец 1990-х – начало 2000-х. И даже тогда объем частных инвестиций в IT не превышал 0,05% ВВП США в год. Затем эти инвестиции начали снижаться, и по итогам третьего квартала 2016 года их объем составил уже лишь 0,036% ВВП США. В своем выступлении Вудхайзен ссылался на данные Federal Reserve Bank of St. Louis (см. подробнее «НГ» от 14.02.17).
Однако это не повод для России не замечать проблему недофинансирования перспективных разработок. Наша страна сильно отстает от других государств по уровню вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Вудхайзен, в частности, рассказал, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития валовые расходы на НИОКР составляли в 2014 году почти 2,4% от совокупного ВВП. В Евросоюзе – чуть меньше 2% совокупного ВВП. В Южной Корее – около 4,3% ВВП. В Японии – почти 3,6% ВВП. В США – 2,5% ВВП. В Китае – чуть больше 2% ВВП. В Великобритании – 1,7% ВВП. А в России – лишь 1,2% ВВП, сообщил ученый.