Фото Gettyimages
По итогам апреля продажи легковых авто в России выросли на 6,9% в годовом выражении. Такие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Правда, это ниже 9-процентного роста месяцем ранее. Что примечательно, авторынок сегодня растет на фоне продолжающегося падения розничной торговли. Не последнюю роль в увеличении продаж сыграли укрепление рубля, корпоративные продажи и меры государственной поддержки, которые сохраняются в России.
В апреле в РФ было продано более 129,5 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 6,9% выше прошлогоднего показателя, отмечают в АЕБ. По итогам четырех месяцев этого года в стране было продано свыше 450 тыс. легковых автомобилей, что выше показателя за тот же период 2016 года на 2,6%.
Между тем по сравнению с мартом рост апрельских продаж замедлился. В марте продажи легковых авто выросли сразу на 9,4% (см. «НГ» от 10.04.17). «Пока мы еще не видим установившейся сезонности здорового рынка, что напоминает нам, каким хрупким является текущее осторожное восстановление», – комментирует апрельские данные председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
В целом же, надеются в АЕБ, общий размер авторынка по итогам 2017 года составит 1,48 млн штук, увеличившись за год на 4% (см. «НГ» от 12.01.17).
Примечательно, что самыми продаваемыми моделями в России стали относительно недорогие автомобили. Так, одним из лидеров по приросту продаж в апреле стал Kia Rio, продажи которого выросли на 30,5% по сравнению с аналогичным периодом. За четыре месяца 2017 года было продано свыше 30 тыс. штук машин этой марки, что на треть больше прошлогодних показателей.
Второе место по итогам апреля заняла Lada Granta, продажи которой в апреле упали на 14,8% – до 8,42 тыс. штук, а за четыре месяца – на 9,2%, до 26,12 тыс. штук.
На третьем месте по объемам продаж в России в апреле – модель Hyundai Solaris. Ее продажи в прошлом месяце упали на 17,1% – до 6,79 тыс. штук, а за четыре месяца – на 34,3%, до 19,46 тыс. штук. А в общем и целом наиболее популярными среди россиян оказались марки из среднего и нижнего ценового сегмента.
Вместе с тем некоторые бренды показали в текущем году буквально взрывной рост. Правда, их доля в общем числе продаж относительно невелика. К примеру, по итогам января–апреля продажи Jaguar выросли почти в три раза, составив 830 штук. В свою очередь, продажи некоторых марок китайских авто за тот же период выросли в 7,5 раза.
Впрочем, рост продаж автомобилей внутри страны пока отстает от увеличения производства новых машин. Как следует из данных Росстата, только по итогам первого квартала в стране было произведено свыше 300 тыс. легковых авто, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года их производство выросло на 23%.
Оживление авторынка происходит на фоне продолжающегося снижения общих объемов розничной торговли в России. По итогам первого квартала розничная торговля продолжила падение, снизившись на 1,8%.
Не последнюю роль в поддержке отечественного автопрома играет государство. Ранее власти уже анонсировали введение новых программ поддержки: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер», «Своe дело». К примеру, программа стимулирования спроса «Первый автомобиль» рассчитана прежде всего на тех физлиц, кто ранее вообще не имел автомобиля.
Вчера же премьер РФ Дмитрий Медведев подписал постановления о продлении программ льготного автокредитования и льготного лизинга колесных транспортных средств на 2017 год. При этом предельная стоимость автомобиля, реализуемого по программе, была увеличена с 1,15 млн руб. до 1,45 млн руб., «что позволит компенсировать подорожание автомобилей в течение 2016 года, расширить перечень субсидируемых марок и моделей автотранспортных средств».
Согласно же условиям программы льготного кредитования, государство субсидирует процентную ставку займа, выданного банком на покупку автомобиля российской сборки 2016–2017 годов выпуска с полной массой не более 3,5 т. При этом первоначальный взнос заемщика должен составлять не менее 20% его стоимости. А скидка по автокредиту в 2017 году составит не более 6,7 процентного пункта от ставки кредита. Предполагается, что в результате заемщики смогут приобретать авто в кредит в среднем под 8–10% годовых.
Общий объем финансирования программы – 10 млрд руб. Ожидается, что за счет нее будет реализовано не менее 350 тыс. автомобилей в кредит по льготной ставке.
Согласно же данным Национального бюро кредитных историй, только за первый квартал текущего года в РФ было куплено в кредит свыше 126 тыс. автомобилей, что на 23% больше прошлогодних показателей. «Только в марте этого года было выдано 25 тыс. кредитов на 20,2 млрд руб., годом ранее банки выдали 21 тыс. кредитов на 14,6 млрд руб. А средний размер нового автокредита вырос с 694 тыс. до 809 тыс. руб.», – сообщают в Объединенном кредитном бюро.
Кроме того, на сайте правительства опубликовано постановление о продлении программы льготного лизинга колесных транспортных средств. Условия реализации программы в 2017 году не изменяются. Общий объем финансирования программы – также 10 млрд руб. Считается, что программа позволит реализовать не менее 41,5 тыс. единиц техники различных категорий.
Ранее сообщалось, что меры господдержки спроса на автомобили обеспечили в первом квартале продажу более 171 тыс. автомобилей – около половины из общего количества. В 2016 году на программы поддержки спроса суммарно было направлено 66,9 млрд руб., что обеспечило продажу 737 тыс. автомобилей (всего по итогам 2016 года было продано 1,489 млн автомобилей).
В целом в 2017 году на господдержку автопрома будет выделено 62,3 млрд руб. В Минпромторге ожидают, что это обеспечит продажу 750 тыс. автомобилей.
По мнению экспертов «НГ», рост продаж во многом объясняется корпоративными закупками. «Небольшим компаниям после нескольких лет экономии постепенно приходится закупать новые автомобили. Вероятнее всего, что именно спрос со стороны бизнеса стал причиной роста», – соглашается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Мы наблюдаем тенденцию к росту спроса массового сегмента в направлении корпоративных продаж», – рассказывает зампредправления «АвтоСпецЦентра» Александр Зиновьев
Кроме того, рост продаж автомобилей носит сезонный фактор. «Первый квартал – это время, когда дилеры реализуют остатки прошлого года перед индексацией цен на вновь поставленные от производителей автомобили», – рассуждает аналитик компании «Алор Брокер» Сергей Королев.
По мнению эксперта, спрос на новые автомобили остается довольно низким из-за продолжающегося снижения реальных располагаемых доходов. «Сейчас ставки по кредитам в рамках программы льготного кредитования начинаются с 6,5% годовых, что обеспечивает рынку поддержку. Но рост за счет интереса к автокредитам таит в себе реальную угрозу продолжения стагнации продаж», – резюмирует Королев.
Рост продаж легковых автомобилей на 2,6% – это очень скромно, почти в рамках статистической погрешности, продолжает руководитель отдела компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский .
Меры господдержки автокредитования, по его мнению, также нельзя назвать очень действенными. «Была поднята предельная стоимость машины, подпадающей под программу, до 1,45 млн руб., но и цены на автомобили выросли на те же 30–40%», – обращает внимание Звенигородский.
|