Замглавы Минфина Алексей Моисеев знает, с кем нельзя будет работать российским госкомпаниям. Фото с сайта www.council.gov.ru |
Правительство РФ планирует по своему усмотрению запрещать иностранным банкам из недружественных государств работать с российскими стратегическими госкомпаниями. О подготовке соответствующего решения сообщил замглавы Минфина Алексей Моисеев. Похоже, российские власти не ждут от новой администрации США потепления отношений и готовятся к эскалации конфликта. Видимо, один из рассматриваемых вариантов – реализация в отношении России иранского сценария, когда санкции сопровождаются арестом счетов.
Российские власти решили распространить эмбарго на иностранные банки. Как рассказал журналистам замминистра финансов Алексей Моисеев, Минфин подготовил проект постановления с требованиями к банкам, в которых госкомпании (прежде всего стратегические), федеральные государственные унитарные предприятия, государственные внебюджетные фонды могут открывать счета и вклады, а также приобретать ценные бумаги этих банков.
По словам замминистра, среди требований планируется предусмотреть положение, что правительство вправе принять решение об исключении из списка аккредитованных банка, материнская компания которого находится в стране, принявшей недружественное по отношению к России решение, передает «Финмаркет».
«Правительство будет исключать отдельно взятые банки, если сочтет необходимым», – пояснил Моисеев. Он уточнил: «Это возможность на случай появления такой необходимости».
Судя по всему, о подобной необходимости заставляет задуматься прежде всего неопределенность вокруг новой политики администрации США.
Ранее группа конгрессменов США объявила о внесении на рассмотрение законопроекта, который потребует от избранного президента Дональда Трампа заручиться поддержкой законодательной власти для снятия санкций с России. «Мы представляем законопроект, призванный обеспечить гарантию того, что Россия не получит никакого смягчения санкций до того момента, пока она этого не заслужит», – объяснял демократ Стени Хойер, передает ТАСС.
Очевидно, недружественные страны – это те государства, которые приняли и поддержали антироссийские санкции и против которых РФ в ответ ввела продуктовое эмбарго. Среди них страны Евросоюза, Норвегия, США, Австралия, Канада, а также Исландия, Лихтенштейн, Албания, Черногория, Украина.
Стоит уточнить, что в списке государств, на которые распространяется продуктовое эмбарго, Швейцарии нет. Так что, возможно, это одна из тех стран, которую банковский запрет может не коснуться. Еще в списке дружественных могут оказаться, судя по всему, многие азиатские страны, прежде всего Китай, а также Индия, страны Латинской Америки, большинство стран СНГ.
Возможно, в правительстве РФ опасаются не просто сохранения антироссийских санкций, а их ужесточения вплоть до реализации иранского сценария, когда счета компаний, открытые в банках других стран, могут быть заморожены. Как ранее сообщалось, у Ирана до снятия с него санкций сумма заблокированных средств достигала 100 млрд долл. Это были в основном средства от экспорта нефти, которые оседали на счетах в банках Китая, Индии, Японии, Южной Кореи и Турции. Иран не мог воспользоваться ими из-за введенных международных санкций, в том числе из-за запрета на пользование системой международных межбанковских телекоммуникаций SWIFT, напоминает ТАСС.
Правда, если бы иранский сценарий в отношении России действительно реализовался, тогда нам не помогли бы даже дружественные страны, потому что они и сами могли бы подпасть под ужесточенные антироссийские санкции.
Опрошенные эксперты подтверждают, что подобная инициатива Минфина – подготовка, защитная реакция на возможные в будущем ужесточения.
При сотрудничестве с иностранными кредитными организациями всегда необходимо учитывать: в случае непредвиденных ситуаций счета – это первое, что могут использовать в качестве инструмента давления, говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. При этом эксперт не исключает, что в подготовленный Минфином проект могут в будущем включить также российские госбанки, чтобы для них тоже прекращать сотрудничество с недружественными странами.
Однако Лукашов предупреждает о последствиях таких решений: «Если закрыть все возможные пути взаимодействия, можно серьезно усложнить реализацию текущих проектов». «Последствия могут быть разные, возможно, придется похоронить некоторые выгодные проекты, которые уже почти готовы», – добавляет он. Пострадать могут в том числе те российские компании, которые под антироссийские санкции не подпали.
В то же время ведущий аналитик Amarkets Артем Деев полагает, что как раз госбанки останутся за рамками тех ограничений, которые готовит Минфин. «Дело в том, что бизнес госбанков слишком интегрирован в мировую финансовую систему», – говорит Деев. По его словам, решение Минфина в том виде, в котором оно обсуждается, затронет прежде всего экспортную отрасль РФ.
«Законодательную инициативу, адресованную дочерним предприятиям зарубежных банков, работающих в России, можно рассматривать как своеобразную систему сдержек и противовесов, – поясняет гендиректор «ФинЭкспертизы» Нина Козлова. – Принципиальная возможность воздействия на иностранные банки, работающие на территории РФ, «санкционными» методами может оказаться дополнительным аргументом в пользу снятия санкций или, во всяком случае, предотвратить негативные изменения в этом направлении».
В то же время Козлова замечает, что «в иранском санкционном сценарии самыми болезненными для экономики этой страны оказались запрет зарубежным компаниям на сотрудничество и запрет на покупку иранской нефти». «Применение подобных санкций в глобализированной экономике против России с ее ролью на энергетическом рынке, степенью интеграции в мировую экономику, возможностями геополитического влияния все-таки не столь ожидаемая мера», – считает эксперт.
Также Козлова добавляет, что скорее всего список дружественных стран будет формироваться из тех государств, с которыми у России наиболее тесные партнерские отношения и наиболее мощный товарооборот.
И, как замечает эксперт, хоть за время действия санкций товарооборот РФ с основными партнерами сократился, сама страновая структура внешней торговли России изменений почти не претерпела. По словам эксперта, «по-прежнему в тройку самых крупных партнеров входят Китай, Германия, Нидерланды».
Между тем директор Института актуальной экономики Никита Исаев напоминает, что на самом деле «банки из ряда «недружественных» стран и так не могут выдавать кредиты многим госкомпаниям более чем на 30 дней». Также эксперт добавляет, что «для международной торговли необязательно иметь счет в зарубежном банке».