Глава государства не сомневается в росте мирового спроса на энергоресурсы. Фото с официального сайта президента РФ
Вчера президент РФ Владимир Путин запустил в эксплуатацию два новых нефтепровода и один новый газопровод: Бованенково–Ухта-2, Заполярье–Пурпе и Куюмба–Тайшет. Во время запуска глава государства пообещал, что потребность в энергоресурсах и углеводородах в мире будет только расти. А значит, необходимо своевременно принимать инвестиционные решения по проектам в РФ. Вместе с тем из-за общего снижения цен на энергоносители Россия попала в парадоксальную ситуацию – чем больше она экспортирует сырья, тем меньше получает доходов.
«Мы с вами хорошо осведомлены о том, что происходит на мировых энергетических рынках, но для всех очевидно, что потребность в энергетических ресурсах, безусловно, и в нашей стране в связи с ростом экономики, и в мире будет только расти. В том числе и будет расти потребность в углеводородном сырье. Нам, для того чтобы быть готовыми к расширению рынка, нужно своевременно принимать решения инвестиционные», – подчеркнул он. Кроме всего прочего, «при планировании дальнейшей работы нужно самым внимательным образом реагировать не только на то, что происходит на мировых энергетических рынках, но и смотреть на динамику развития собственной российской экономики». «С тем чтобы у нас никогда не возникало ограничений роста экономики в связи с каким-то дефицитом энергоресурсов и соответствующих инфраструктур», – подытожил Владимир Путин.
Между тем самые тучные годы для отечественного нефтегазового сектора скорее всего остались в прошлом. Сегодня в отчетах нефтегазовых компаний все чаще заметна тенденция: чем больше добыча и экспорт, тем меньше валютная выручка и отчисления в госбюджет. Так, например, «Газпром» рапортует о прорывных достижениях и суточных рекордах по объемам поставок при одновременном ухудшении финансовых показателей. В конце прошлого года российский газовый концерн сообщал об увеличении его доли на европейском рынке с прежних 31 до 33,5% (см. «НГ» от 26.12.16). Не уточняя, однако, что за номинальным ростом скрывается масштабная потеря прибыли.
Зампредправления «Газпрома» Андрей Круглов ранее сообщил, что по итогам 2016-го выручка концерна в долларовом выражении может сократиться на 10% по сравнению с прошлым годом. Еще сильнее снизится показатель EBITDA – прибыль компании до вычета расходов на выплату процентов, налогов и амортизацию. «Снижение EBITDA по отношению к 2015 году в долларовом выражении может превысить 30%, а в рублевом – более 25%, – говорил он. – Чистая прибыль группы по итогам 2016 года из-за преобладания валютной задолженности в нашем кредитном портфеле будет в значительной степени зависеть от динамики курсовых разниц, размер которых будет определяться курсом рубля на последний рабочий день года».
Тем не менее в целом же по итогам 2016 года российский рынок углеводородов продемонстрировал положительную динамику. Так, по итогам прошлого года объем добычи нефти и газового конденсата в РФ вырос на 2,5% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года и составил 547,5 млн т (10,9 млн барр. в сутки). Такие данные ранее опубликовало Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) ТЭКа. При этом на экспорт по итогам года ушло почти 254 млн т (+4,8%) черного золота, следует из данных ЦДУ ТЭКа. Основную долю из него составил экспорт в страны дальнего зарубежья – 235,8 млн т (4,723 млн барр. в сутки).
Это на 7% выше аналогичного показателя за 2015 год. Однако поставки в ближнее зарубежье за тот же период сильно просели – до 18 млн т (–20%).
Лишь незначительно по итогам 2016 года выросла в РФ добыча природного газа: пророст на 0,7%, или до 640 млрд куб. м. При этом доходы от экспорта углеводородов снижаются. Ранее в Федеральной таможенной службе (ФТС) сообщали, что по итогам 11 месяцев 2016 года доходы РФ от экспорта газа составили 27,9 млрд долл., что на 27% меньше, чем годом ранее. Заметим, в 2015 году, по данным ФТС, Россия экспортировала 185,5 млрд куб. м газа, получив за это 41,8 млрд долл. За январь–ноябрь 2016-го наша страна экспортировала 178 млрд куб. м газа (+6,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года), в том числе в страны дальнего зарубежья – 148 млрд куб. м (+13,5%), в страны СНГ – 30 млрд куб. м (–18,5%).
Заметно просели в прошлом году и доходы от экспорта нефти. За 11 месяцев прошлого года сократились на 20,3% и составили 66,3 млрд долл., следует из данных ФТС. Из них от поставок в страны дальнего зарубежья РФ получила 62,6 млрд долл. против 78 млрд долл. годом ранее (–19,76%). В страны СНГ РФ поставила энергоносителей на 3,7 млрд долл. против 5,2 млрд долл. годом ранее (–28,9%).
Голубое топливо Ямала теперь попадет в единую газотранспортную систему РФ. Фото с сайта www.gazprom.ru |
Несмотря на неутешительную картину 2016 года, правительственные чиновники рассчитывают в текущем году получить дополнительных нефтегазовых доходов на сумму в 1 трлн руб. Такой расчет основан на уверенности в росте нефтяных цен. «Если будет 50 долл. за баррель, то в целом если посмотреть, какие у нас будут плюсы только от цены на нефть, минус то, что мы недополучим от снижения добычи... – то это около триллиона рублей», – говорил глава Минфина Антон Силуанов. «Часть этих дополнительных доходов должна пойти на сокращение трат резервов, а часть должна пойти на те решения, которые были приняты, – по поддержке промышленности, по тем решениям, которые возникали в ходе рассмотрения бюджета», – рассуждал он.
С одной стороны, надежды властей на рост доходности от экспорта углеводородных ресурсов России имеют под собой основания, замечают эксперты «НГ». «С 15 декабря 2016 года по 14 января 2017 года средняя цена на нефть марки Urals составила 52,23 долл. за баррель. Это почти на 25% выше, чем годом ранее», – обращает внимание председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. «А договоренности РФ и ОПЕК по снижению добычи уже поспособствовали росту цен, которые резко поднялись с уровня 45–46 долл. до уровня 54,5–56,8 долл. за баррель», – говорит доцент Академии народного хозяйства и госслужбы Иван Капитонов. Однако эти решения носят лишь краткосрочные задачи. «Рост цен заставит нефтедобытчиков в странах, не входящих в картель, поднять добычу», – напоминает эксперт.
Вместе с тем рынок углеводородов остается крайне непредсказуемым. «На сегодняшний день единственным фактором, позволяющим нефтяным котировкам удерживаться вблизи 55 долл., является вера рынка в исполнение обязательств экспортерами по сокращению добычи», – считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. «Цена барреля нефти в этом году не превысит 60–62 долл., а доходы от экспорта не вырастут существенно, поскольку рост цен будет нивелирован отстающими темпами роста потребления», – уверен он.