0
16599
Газета Экономика Интернет-версия

18.01.2017 00:01:00

Большинство российских потребителей положили зубы на полку

Тэги: экономика, кризис, потребление, покупки, торговля, расходы, ромир


экономика, кризис, потребление, покупки, торговля, расходы, ромир В РФ автомобили премиум-класса пользуются спросом даже в кризис. Фото Эпсилон/PhotoXPress.ru

Кризис привел к существенным изменениям структуры потребления в стране. Общая тенденция негативная – сокращение оборота розничной торговли и общественного питания. Средний чек россиян в декабре 2016-го стал минимальным за последние пять лет, сообщает «Ромир». Но одновременно с этим в некоторых сегментах происходят локальные всплески спроса – например, на рынке автомобилей премиум-класса.

Даже в преддверии новогодних праздников большинство россиян не вышли из режима экономии. Средний чек во время одного посещения магазина составил в декабре 2016 года 591 руб., сообщил вчера исследовательский холдинг «Ромир».

Это среднее по России значение, в зависимости от региона оно существенно меняется. По сравнению с ноябрем средний чек вырос в стране сразу на 8%. Но по отношению к декабрю 2015-го он сократился чуть более чем на 8%. И в 2016 году декабрьская величина чека была минимальной за последние пять лет «даже без учета инфляции», сообщают исследователи.

Уточним: снижение среднего чека может быть связано и с общим сокращением расходов граждан, и с тем, что россияне дробят свои покупки, посещая больше магазинов в поисках наиболее выгодных предложений.

Информацию о покупках «Ромир» получает в рамках скан-панели домохозяйств, в основе которой данные о потреблении 35 тыс. россиян в 180 городах с населением более 100 тыс. человек. Участники панели сканируют штрих-коды купленных товаров и отправляют данные в онлайн-режиме в специальную базу.

Как сообщил вчера Росстат, индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в четветом квартале 2016-го снова вырос (рост наблюдается третий квартал подряд). Правда, индекс все равно находится в области отрицательных значений (–18%).

Показатель рассчитывается как среднее арифметическое значение частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения и экономической ситуации в стране, благоприятности условий для крупных покупок.

Почти 40% населения РФ сейчас могут быть отнесены к категории бедных, если ориентироваться на их субъективные оценки. Как сообщили ранее специалисты Института социальной политики Высшей школы экономики, в течение 2016 года около 30% граждан говорили о проблемах с покупкой одежды и примерно 10% заявляли, что испытывают затруднения даже с покупкой продуктов питания.

Об экономии большинства россиян говорят и опрошенные эксперты. «За последние два года покупательская способность населения упала во всех категориях товаров. Сейчас она находится на уровне 2008–2009 годов, – отмечает президент компании «Соль Руси» Станислав Черкасов. – Прежде всего люди отказались от вещей не первой необходимости. Более половины всех трат в среднестатистической российской семье сейчас приходится на покупку продуктов питания».

Пока в России не проглядывается признаков потребительского оживления. Более того, экономят и представители обеспеченных слоев населения. Это заметили даже в других странах.

«Знаменитая покупательская лихорадка, идущая с востока, похоже, прекратилась, едва начавшись», – пишет финское издание HBL (перевод ИноСМИ). Несмотря на то, что количество русских шопинг-туристов выросло, бутики и бары на приграничных с РФ территориях закрываются. По данным издания, «Консульство в Санкт-Петербурге выдало 30 тыс. виз в декабре, что на 15–20% больше, чем год назад». «Но цифры все равно скромные», – считают в Финляндии.

«Мы рассчитывали на русских покупателей, когда открывали наш бутик весной 2015-го, – цитирует издание владельца магазина кухонных принадлежностей премиум-класса. – Один-единственный русский покупатель мог накупить стекла на сумму, которая соответствовала моей обычной недельной выручке». Но теперь ситуация изменилась: русские туристы чаще едут в сетевые супермаркеты за финской едой.

Говорят о проблемах и швейцарские производители часов. В условиях санкций и международных скандалов время роскоши в России закончилось, пишет британская Financial Times. Издание сообщает, что «с января по ноябрь 2016 года импорт швейцарских часов в Россию упал на 46% по сравнению с тем же периодом 2014-го», кроме того, «446 иностранных компаний, продававших свою продукцию в России в 2012–2014 годах, в прошлом году ушли с российского рынка».

Опрошенные эксперты подтверждают, что кризис добрался и до обеспеченных граждан. «Они стали более избирательно относиться к ценовой политике производителей, к качеству и количеству приобретаемых товаров и услуг», – говорит аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов. «В обеспеченных и очень обеспеченных семьях в кризис растет потребление тех товаров и услуг длительного пользования, которые можно купить дешевле, чем обычно: некоторые марки дорогих автомобилей, объекты недвижимости со скидкой, предметы искусства», – продолжает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.

«Роскошное потребление россиянам обходится дороже, чем на Западе. Из-за укрепления доллара в рублях продажи в сегменте элитных предметов гардероба немного выросли, в долларах они упали очень значительно, – замечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова. – Сейчас можно отметить, что даже обеспеченные потребители совершают меньше эмоциональных покупок, стараются совершать разумные инвестиции».

Общие тенденции в сфере услуг негативные. По данным Росстата, оборот розничной торговли сократился в январе–ноябре 2016-го примерно на 5% по отношению к тому же периоду 2015-го, а учреждений общественного питания – на 3,6%. Падал оборот и в Москве: розничной торговли за указанный период – на 9,4%, общепита – на 13%. 

Но на фоне общего спада были все же локальные всплески, когда отдельно взятый ресторан в Москве мог похвалиться нескончаемыми очередями, а некоторые розничные компании заявляли о двузначном росте годовой выручки. 

Кризис привел к неоднозначным изменениям структуры потребления. Даже в отдельно взятом сегменте премиум-класса оценки ситуации кардинально расходятся. Пока одни поставщики фиксируют сокращение спроса, другие называют Россию своим главным рынком.

Так, по данным агентства «Автостат», по итогам девяти месяцев 2016-го объем рынка новых автомобилей Lamborghini в России вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. По итогам 2016-го российский рынок стал для автокомпании Rolls-Royce крупнейшим в континентальной Европе, сообщает «Автостат».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
528
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2251
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1481
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1105

Другие новости