Дональд Трамп пытается управлять американским бизнесом. Фото Reuters
Избранный президент США Дональд Трамп продемонстрировал необычный, с точки зрения американцев, подход к экономическому управлению: вмешательство в бизнес конкретных компаний и освещение этого процесса в микроблоге Twitter. И хоть Трамп официально еще не вступил в должность, некоторые компании, по крайней мере на словах, уже изменили инвестиционные планы. В глазах многих россиян стиль Трампа перекликается с методами ручного управления Владимира Путина. Президент РФ часто вникает в работу сырьевых компаний, градообразующих заводов, транспортных предприятий. Однако не факт, что Трампу удастся сохранить свой подход после инаугурации: заняв пост, он погрузится в систему ограничений государственной машины.
Инаугурация нового президента США должна состояться в конце января 2017 года. Но уже сейчас Трамп на правах «главного» демонстрирует агрессивный подход к управлению экономикой, вмешиваясь в бизнес крупных компаний и усиливая эффект от своих решений записями в микроблоге Twitter. Именно через Twitter Трамп поддерживает или критикует бизнес-решения конкретных предприятий, а американцы узнают, что Boeing лишается крупного контракта или что японские инвесторы в США теперь могут забыть о препятствиях со стороны администрации Барака Обамы.
Оценивая предвыборную кампанию Трампа, глава Twitter Джек Дорси сказал, что раньше он такого не видел: «Мы определенно движемся к новому миру, в котором все лежит на поверхности». Развитие событий после выборов тоже стало для некоторых сюрпризом. «Дональд Трамп выступил в защиту прямого вмешательства в дела компаний, включая свои посты в Twitter с многомиллионной аудиторией», – удивляются аналитики Reuters.
На прошлой неделе Трамп в своем микроблоге в Twitter предупредил бизнесменов о внедрении нового налога для тех компаний, которые рискнут перевести производство за пределы страны: если они попытаются продать свою продукцию в США, то им придется уплачивать налог по ставке 35%. Ранее Трамп объявил о достигнутом с американской компанией Carrier соглашении, что предприятие не будет переносить свое производство в Мексику и сохранит в США около тысячи рабочих мест. Правда, потом в СМИ сообщалось, что часть производства, несмотря ни на что, переносится за границу.
Кроме того, Трамп оповещал в Сети о договоренностях с японской телекоммуникационной и медиакорпорацией SoftBank. По итогам встречи с ее основателем Масаеси Соном Трамп написал в Twitter, что компания готова инвестировать в США 50 млрд долл. и создать дополнительно 50 тыс. рабочих мест. Кстати, по этому примеру видно, что и действующий президент США Барак Обама иногда тоже не оставался в стороне от судьбы конкретных компаний. Его администрация не пропустила японскую корпорацию на американский рынок. На это намекнул и Трамп: судя по его записям, глава японской компании сказал, что если бы Трамп не победил на выборах, то сделка не состоялась бы.
Между тем Трамп устроил настоящую бомбардировку бизнеса, экономическую Twitter-революцию, не характерную для администрации Обамы. Показательна критика Трампа в адрес компании Boeing. «Boeing строит абсолютно новый «борт номер один» модели 747 для наших будущих президентов, но его цена никак не контролируется, она больше 4 млрд. Отменить заказ», – написал он на своей странице в социальной сети. Как считают аналитики Reuters, «ситуация с президентским Boeing стала очередным примером того, каким мощным инструментом влияния стал Twitter Трампа». Они уточняют: «Акции Boeing упали после комментариев избранного президента».
Если не концентрироваться на Twitter-активности, то стиль экономического управления Трампа отчасти напоминает методы ручного управления Владимира Путина. Ведь ручное управление в России применяется не только по отношению к политике, но и к работе отдельных предприятий.
Например, в 2009 году Путин включился в производственный спор предприятий в городе Пикалево Ленинградской области. Когда несколько заводов остановили производство из-за корпоративных разногласий владельцев и в городе начала расти социальная напряженность, Владимир Путин – в ту пору премьер – вмешался в ситуацию и, по выражению некоторых СМИ, «заставил» владельцев урегулировать все разногласия.
Еще один пример – постоянная поддержка проблемного производства АвтоВАза. Путин принимал активное участие в судьбе этого предприятия. Помимо финансовой и управленческой помощи оказывалась даже пиар-поддержка. Например, летом 2010 года россиянам показали, как Путин совершил автопробег по трассе Хабаровск–Чита на знаменитой желтой «Ладе Калине» (продукция АвтоВАза).
Есть и другие примеры ручного управления конкретными предприятиями. Так, по сообщениям СМИ, именно в Кремле было принято принципиальное решение больше не кредитовать «Трансаэро», после чего ее банкротство стало неизбежным. Путин часто и сам не скрывает своего индивидуального влияния на компании. В 2014 году на большой пресс-конференции он рассказал, как обеспечил своими телефонными беседами с главами компаний-экспортеров продажу валютной выручки ради стабилизации рубля в условиях валютного кризиса.
Опрошенные «НГ» эксперты признают, что методы Трампа и Путина похожи – особенно в вопросах привлечения инвесторов. Однако это сходство, по их мнению, поверхностное. Как уточняет директор Института актуальной экономики Никита Исаев, не стоит всерьез сравнивать российскую экономику, которая на 70% зависит от государства, с более диверсифицированной американской. По его словам, ручное управление в России «заключается в основном в неоптимальных условиях ведения бизнеса и преференциях для избранных компаний». «Из конкретных примеров можно привести «рекомендации» крупнейшим экспортерам в добровольно-принудительном порядке избавляться от валюты ради поддержания курса рубля, – говорит Исаев. – Настолько открыто в дела предприятий вмешивались разве что в Советском Союзе».
Однако самое главное отличие – в статусе политиков, считают эксперты. Трамп еще не вступил в должность президента, для его политического будущего риски сохраняются и фактически он сейчас продолжает вести избирательную кампанию, оповещая население о своих сенсационных решениях. Официальных полномочий влиять на управление экономикой у Трампа пока нет. И в этом смысле сравнивать Трампа с действующим президентом России, по мнению экспертов, не совсем корректно.
«В настоящий момент действующий президент США – Барак Обама, и было бы логичнее проводить некоторые параллели именно с ним», – считает руководитель отраслевого отделения «Деловой России» Сергей Варламов. «Вернуть производство в страну, создать рабочие места, восстановить промышленность – это обещания, более чем знакомые любому свидетелю политических гонок», – говорит аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов. По его словам, когда вмешательство станет более осязаемым и не будет ограничиваться угрозами в Twitter, тогда бизнес начнет сопротивляться.
Лукашов напоминает, что «в США президент существенно ограничен в своих полномочиях, а конгрессмены имеют вполне реальную власть». Любое решение должно сначала пройти специальные процедуры легитимизации. Сама политическая система в США не способствует внедрению методов ручного управления – по крайней мере пока. «Лихорадка на фондовом рынке из-за громких популистских высказываний – дело привычное, – добавляет Лукашов. – Удастся ли Трампу ввести режим ручного управления экономикой? Скорее всего нет».
Наконец, эксперты предупреждают, что ни подход Трампа, ни ручное управление Путина сами по себе не могут привести к экономическому буму. В качестве доказательства они упоминают кризис в российской экономике и невозможность некоторых отраслей в стране выйти в плюс, несмотря на поддержку. Как считает эксперт центра «Общественная дума» Сергей Литвиненко, «эффективным может стать любой метод управления, но только тогда, когда он создаст условия для массового развития многих отраслей экономики».