0
9804
Газета Экономика Интернет-версия

08.12.2016 00:01:00

Картошка вместо обуви и одежды

Тэги: экономика, население, доходы, потребление, соцопросы


экономика, население, доходы, потребление, соцопросы Доля домохозяйств, приобретавших дорогие товары (* – MAT, Moving Annual Total, плавающая годовая сумма). Источник «Ромир»

Падение доходов населения заметно меняет структуру потребления. Граждане отказываются от покупок обуви или одежды. А  сэкономленные таким образом деньги уходят на покупку самых дешевых продуктов питания. С начала года продажи обуви, например, упали на 12%, покупки картофеля выросли на 16%. Такие данные приводит Росстат. Массовый переход на дешевые продукты питания зафиксировали и социологи.

В октябре текущего года оборот розничной торговли сократился в годовом выражении на 4,4%. Причем в структуре розничной торговли на продукты пришлось 48%, а на непродовольственные товары – 52%. А по итогам 10 месяцев 2016 года оборот розницы снизился на 5,3%. И в первую очередь граждане серьезно сокращают покупки непродовольственных товаров. 

Так, за девять месяцев этого года продажи кожаной обуви сократились в рублях на 12%. На 15% снизились затраты на покупку кастрюль и прочих хозтоваров из металла, на 12% упали покупки стеклянной посуды и керамики, на 11% сократились продажи печатных СМИ, на 5,2% снизились продажи одежды. Зато резко выросли продажи картофеля (+16%).

Правда, на этом неблагополучном фоне заметно подросли продажи компьютеров (8%), мониторов (17%), мобильных телефонов (28%). «По данным мониторинга продаж компании GfK в городской России, по результатам девяти месяцев 2016 года розничные продажи настольных компьютеров, мобильных компьютеров, мониторов выросли в рублях на 4%, 6% и 21% соответственно», – согласились в компании GfK с выводами Росстата.

Однако это продажи в рублях, а не в штуках. Говорит ли этот прирост об увеличении продаж в натуральном выражении? Совершенно неочевидно. Например, если в рублях по итогам девяти месяцев продажи мобильных телефонов выросли почти на треть, то в штуках рост был значительно скромнее. Так, в первом полугодии продажи смартфонов в РФ выросли лишь на 6%, до 11,2 млн шт., следует из отчета J’son & Partners Consulting. По оценке GfK, в штуках продажи смартфонов по итогам десяти месяцев 2016 года увеличились на 3%.

О том, что за бурным ростом в денежном выражении зачастую стоят куда более скромные цифры по натуральным продажам, свидетельствуют и данные продаж молочной продукции в РФ. Об этом, в частности, говорит анализ ретейл-аудита компании Nielsen за сентябрь-октябрь. И если в денежном выражении рынок за два месяца вырос на 7,3%, то в натуральном – лишь на 0,9%. Причем из молочных продуктов наибольший рост показали глазированные сырки: их продажи выросли на 14% в натуральном и на 28% в денежном выражении. «Российскими потребителями сырки по большей части воспринимаются как сравнительно дешевое лакомство, позволяющее заменить более дорогой десерт. Эта тенденция подкрепляется текущими условиями продолжающегося режима экономии», – говорит директор по работе с компаниями Nielsen Россия Марина Лапенкова.

Если же учесть девальвацию рубля и рост цен по отдельным категориям товаров, то падение в штуках может оказаться существенным. Заметим, за 11 месяцев этого года на 11,4% выросли цены на обувь, на 10% подорожала посуда и почти на 12% – печатные СМИ и книги. В целом же по итогам 11 месяцев этого года потребительская инфляция в РФ достигла 7,2% (январь–ноябрь 2016 года к тому же периоду прошлого года).

О деформации структуры потребления говорят и социологи. Россияне переходят с дорогих товаров на более дешевые аналоги, утверждают в исследовательском холдинге «Ромир». Свои выводы социологи основывают на реальных покупках 35 тыс. россиян из 180 городов.

«Каждый третий российский покупатель (34%) сегодня заявляет, что предпочитает покупать более дешевые марки товаров. Пять лет назад такой стратегии придерживался только каждый четвертый покупатель (23%)», – отмечают в «Ромире». И по прогнозам аналитиков такое поведение на ближайшие пять лет будет естественным для трети отечественных потребителей.

Анализ покупок дешевых и дорогих товаров показывает, что в октябре сократилась доля семей, которые покупали товары дорогой и средней ценовой категории. Доля семей, покупавших дешевые товары, почти не изменилась. «Это говорит о том, что россияне в первую очередь отказываются от более дорогих товаров», – делают вывод исследователи.

В свою очередь, две трети семей, которые покупали и продолжают покупать дешевые товары, ощутимо увеличили за год расходы на них – почти на 40%. «Этот подход демонстрирует стратегию оптимизации. Покупатели находят более доступную по цене альтернативу привычным товарам», – сообщают исследователи. То есть многие семьи продолжают покупать те же  продукты, но за меньшую цену. «Например, недорогую гречневую крупу в 2016 году приобретают 62% семей, а годом ранее – 59%. Зато дорогую гречку теперь покупает менее 1% россиян, тогда как в 2015 году таких было 7%», – замечают в «Ромире». Аналогичная тенденция прослеживается в выборе и других круп. Если в прошлом году дорогой рис покупали 10% семей, то теперь – менее 1%. А доля покупателей дешевых сортов риса, напротив, увеличилась: с 77% в прошлом году до 81%  в текущем. За год доля семей, которые предпочитают покупать дешевые сорта картофеля, увеличилась с 79 до 81%.

Вместе с тем даже среди дешевых товаров не по всем категориям наблюдается прирост аудитории. Так, сократилось число семей, покупающих дешевый чай (–3%), кофе (–8%) и растительное масло (–11%). Для дорогих товаров сокращение аудитории оказалось за год еще более существенным. На треть сократилось число покупателей дорогого растительного масла – с 30 до 20%. Вдвое меньше россиян теперь покупают дорогие макароны – сокращение с 18 до 10%. Впятеро сократилась доля семей, которые покупают дорогие конфеты – с 26 до 5%.

При этом перераспределение расходов из дорогих категорий в более дешевые в итоге почти не приводит к реальной экономии. «Отказываясь от товаров высокой и средней ценовой категории, россияне начинают покупать больше дешевых товаров, тратя на них больше, чем сократили на дорогие. Расходы даже у самых экономных россиян растут с опережением инфляции. Так, рост расходов семьи на товары повседневного спроса составил 12% за год», – сообщают в «Ромире».

«В России растет число малоимущих граждан, а падение реальных денежных доходов населения достигло 5,3% по итогам 10 месяцев 2016 года. Неудивительно, что на этом фоне сокращаются продажи одежды и обуви, люди экономят на повседневных расходах, еде и отдыхе», – замечает аналитик компании «Алор брокер» Алексей Антонов. «Товары длительного потребления, такие как обувь, одежда, посуда и электробытовые приборы, всегда являются первыми кандидатами при сокращении расходов домохозяйств, ведь они легко могут послужить еще год-другой», – соглашается директор центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. Наиболее защищенной от чрезмерного падения спроса, по мысли эксперта, является мобильная и компьютерная техника. «Что связано с необходимостью обновлять модели устройств», – говорит он.

«Снижение спроса на некоторые категории товаров вынудит российских производителей уходить «еще глубже» в экономсегмент либо выходить со своей продукцией на зарубежные рынки», – не исключает Коптелов. Розница же падение отдельных категорий переживет легко, зарабатывая на других категориях товаров, рассуждает эксперт.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
588
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2312
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1523
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1152

Другие новости