Антон Силуанов уверен, что приватизация «Роснефти» пройдет без проблем. Фото Reuters
Иностранные эксперты восприняли арест Алексея Улюкаева как прелюдию к большим переменам в правительстве и как признак общей нестабильности власти в России из-за борьбы властных кланов. Предчувствие тектонических сдвигов подпитывается новостями, что в «деле Улюкаева» могут появиться новые фигуранты. На этом фоне власти пытаются изобразить сплоченность. Правительству Дмитрия Медведева пришлось срочно подтверждать работоспособность Минэкономразвития, да и всего кабинета министров.
Вчерашний день начался с предчувствия больших перемен в правительстве и в целом в государственной системе РФ. Например, выступающего на форуме Московской биржи в Нью-Йорке экс-министра финансов Алексея Кудрина спросили о его готовности вернуться в правительство РФ. На что он ответил: «Если государство готово проводить неполовинчатые реформы, то я всегда буду рад помогать». Правда, как показывают оценки иностранных, да и многих российских наблюдателей, Кудрину в правительстве вряд ли теперь найдется достойное место.
Так, о победе «чекистов» над «либералами» рассуждают аналитики Deutsche Welle (DW). Дмитрий Медведев «окончательно ослаблен», глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, который должен был подготовить новую экономическую программу президента, «тоже косвенно страдает», – перечисляет в материале DW Константин Эггерт. Обвинения Улюкаеву – «по-видимому, случай, который более явно, чем раньше, обнажает борьбу, идущую в Кремле за контроль над хромающей российской экономикой», – отмечает New York Times.
При этом многие аналитики уверены, что арест Улюкаева – только начало. За ним последуют серьезные перетасовки во власти в пользу одного из противоборствующих кланов. И в такой борьбе действовать будут жестко и цинично, следует из предположений иностранной прессы. «Задержание министра экономического развития Алексея Улюкаева подтверждает, что в России политические разногласия зачастую регулируются посредством юридической вендетты», – пишет французская Figaro. Арест Улюкаева «может быть прочтен как дисциплинарная мера Кремля по сдерживанию конкурирующих между собой кланов и укрощению слишком алчных персонажей», – считают аналитики швейцарского издания Neue Zuercher Zeitung.
«То, что несколько месяцев назад начиналось как фарс, в одну ночь может обернуться трагедией. По крайней мере для Алексея Улюкаева, а также для значительной части либерального экономического блока российского правительства», – пишет немецкое издание Zeit.
Аналитики Reuters назвали арест теперь уже бывшего министра экономического развития «признаком тектонического разлома в ближнем круге президента». «Это чревато дестабилизацией из-за схватки кланов в преддверии очередных президентских выборов в 2018 году, на которых, как мало кто сомневается, Владимир Путин продлит свои полномочия в четвертый раз», – считают они. «Судьба правительства Медведева на данный момент неизвестна, однако точно можно сказать, что она не из лучших», – считает итальянская Stampa.
О негативных последствиях вчера высказался и бизнес-омбудсмен Борис Титов: «Считаю, что все эти катаклизмы (такие, как задержание главы Минэкономразвития. – «НГ») ничего хорошего не приносят экономике, а парализуют правительство».
На фоне таких ожиданий некоторые события вчера воспринимались в особом свете. Например, «следственные действия» в офисе «Роснано». Представитель госкорпорации был вынужден разъяснить журналистам, что в данном случае никакой связи с «делом Улюкаева» нет.
Даже само вчерашнее заседание правительства сначала преподносилось как экстренное, потому что было перенесено с четверга на среду (такое происходит не впервые). И можно было вообразить, что на нем объявят о серьезных кадровых перестановках. Однако об аресте Улюкаева на заседании, судя по открытой части, говорилось несколько минут, затем правительственные чиновники перешли к основной повестке дня и обсудили точечные изменения Налогового кодекса.
Предчувствие новых арестов подпитывалось новостями о возможном расширении «дела Улюкаева». Неназванные источники сообщали журналистам, что такие преступные схемы не делают в одиночку. Появлялись слухи как минимум о семи новых фигурантах. В прессе писали об оперативной разработке в отношении вице-премьера Аркадия Дворковича, помощника президента Андрея Белоусова. Эти предположения в Кремле не подтверждали, но и не отрицали. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков переадресовал такие вопросы следственным органам. В Следственном комитете (СК) вчера подчеркнули, что речь идет только об одном фигуранте – Улюкаеве. Сообщения о других фигурантах не соответствуют действительности, сообщили в конце дня в СК.
Со стороны создавалось впечатление, что власти решили как будто замять «дело Улюкаева», смягчить реакцию на него. И в первую очередь чиновники, парламентарии и некоторые близкие к власти экономисты взялись доказывать нерушимость правительственных структур, неуязвимость финансовых рынков.
Случившееся не должно повлиять на работу Минэкономразвития, сказал вчера Дмитрий Медведев. «Нет никаких оснований делать вывод, что правительство дестабилизировано», – заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Работа правительства продолжается, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак.
Шоком и большим вызовом для правительства назвал последние события глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Однако он уточнил, что задержание Улюкаева никак не повлияет на финансовый рынок РФ и инвестиционный климат в стране.
Министр финансов Антон Силуанов при этом вчера уверил, что произошедшее не поколебало уверенности Минфина в своевременном поступлении денег от самой крупной сделки – продажи 19,5% акций «Роснефти». А первый вице-премьер Игорь Шувалов вчера сказал, что приватизация госпакета «Роснефти» «идет по плану». Как сообщает Интерфакс, согласно директиве правительства членам совета директоров «Роснефтегаза», расчеты за акции «Роснефти» с покупателем должны быть завершены к 15 декабря, деньги от продажи (около 711 млрд руб.) должны поступить в бюджет до 31 декабря.