Предприниматели и госслужащие любят посещать конференции на южных курортах. Фото РИА Новости
В российских столицах и на курортах ежедневно проходят десятки конференций, тренингов, форумов и круглых столов с участием чиновников, менеджеров госкомпаний и простых бизнесменов. Индустрия делового туризма с оборотом в 670 млрд руб. растет, несмотря на спад экономики. Основное увеличение расходов на «чиновничий туризм» обеспечивают госбюджет и бюджеты госкомпаний, считают эксперты.
Под бизнес-туризмом традиционно понимают организацию и проведение командировок сотрудников. Область соседствует с организацией корпоративных мероприятий и выставок. И, судя по всему, деловой туризм чувствует себя лучше традиционного.
Как сообщили вчера в Ассоциации бизнес-туризма (АБТ– ACTE Russia), российский сегмент делового туризма чувствует себя неплохо. В частности, указывают в компании, если в 2013 году объем рынка делового туризма в РФ составил примерно 471 млрд руб., то по итогам 2015 года его объем увеличился до 670 млрд руб. Правда, если в рублях рынок растет, то в иностранной валюте за счет девальвации он все же сокращается. Так, если по итогам 2013 года рынок составлял почти 14,8 млрд долл., то 2015 год он завершил уже с объемом в 11 млрд долл.
При этом текущий, подчеркивают представители отрасли, рост рынка не связан с выездным туризмом который сократился как и по количеству туристических поездок в целом, так и по бизнес-направлениям. Хотя, в ACTE Russia все же констатируют некоторый всплеск интереса к деловому туризму в отдельные страны Азии, Ближнего Востока и более экзотические направления: Гонконг, Сингапур, Вьетнам, ОАЭ, Катар, Индию, Турцию и Египет. «В то же время свою популярность у бизнес-путешественников сохранил и ряд европейских стран – Великобритания, Бельгия, Швейцария, Испания, Португалия, Кипр. Также виден повышенный спрос на Восточную Европу, страны Прибалтики», – перечисляют в компании. Очевидно, подобный интерес можно объяснить относительно небольшой стоимостью услуг в этих странах по сравнению со странами Центральной Европы.
«Ситуация с въездным туризмом в Россию из зарубежных стран также неоднозначна: поток обычных туристов вырос в годовом измерении на 17%, однако число бизнес-путешественников сократилось на 9%», – продолжают в ассоциации, напоминая, что бизнес-путешественники вполне могут въезжать в страну и по туристическим визам.
Рост же объемов рынка делового туризма в ACTE Russia объясняют переориентацией на внутренний туризм. «До 2015 года более 80% бизнес-мероприятий проводилось российскими компаниями за пределами России. В 2015 году этот показатель составил всего 20%. Организовывать деловые встречи и проводить корпоративные мероприятия в городах России в текущих условиях финансово выгоднее», – говорят эксперты рынка. Лидерами по проведению корпоративных мероприятий традиционно выступают Москва и Санкт-Петербург. «По данным исследования, 64% мероприятий сегодня проводится в Москве и Санкт-Петербурге и только 36% – в других городах России», – говорится в обнародованном вчера компанией годовом отчете рынка делового туризма YEARBOOK. Набирают популярность с точки зрения событийного делового туризма сегодня и такие города, как Ростов-на-Дону, Ярославль, Уфа, Белгород, Воронеж, Иркутск и Пермь. «Однако потенциал российских городов сегодня используется менее чем на 30%», – констатируют в компании.
Увеличение объемов рынка в ассоциации также связывают и с повышением трат компаний с госучастием на деловые поездки. «Увеличились объемы транзакций госкомпаний на организацию деловых поездок и корпоративных мероприятий», – поясняет председатель АБТ-АСТЕ Russia Вадим Зеленский. В то же время, подчеркивает он, падения объемов расходов со стороны коммерческих компаний также не наблюдалось. «Немного укрепился курс рубля, что положительно повлияло на рынок», – объясняет он.
С выводами о переориентации бизнес-туризма на регионы РФ согласны и эксперты «НГ». «За последние два года бизнес действительно переориентировался в части проведения мероприятий на российские регионы», – подтверждает профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Наталия Зайцева. Причину эксперт видит как в снижении доходов компаний, так и в политическом курсе на развитие внутреннего туризма. По ее оценке, компании глобально не сойдут с курса на экономию, но выражаться она будет в первую очередь за счет отказа от инсентив-туров, то есть поощрительных поездок для сотрудников компаний. В свою очередь, аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин обнародованный рост рынка в рублевом выражении связывает не с увеличением операционных показателей, а с ростом цен.
Судя же по анонсам мероприятий, значительной популярностью среди российских бизнесменов и чиновников сегодня пользуются черноморские курорты РФ. Например, со следующей недели в столице зимней Олимпиады-2014 стартует Международный инвестиционный форум, в котором примут участие чиновники всех мастей, ученые и представители крупных госкомпаний. С понедельника в черноморском Геленджике при поддержке Минпромторга и госкорпорации «Ростех» начнется конференция по биомедицине. А уже в ноябре в Сочи стартует Всемирный зерновой форум. При этом на сайте форума прямо говорится, что впервые мероприятие было проведено в Санкт-Петербурге при поддержке тогдашнего президента Дмитрия Медведева и ООН. Периодически в течение года в городе происходили встречи Организации Черноморского экономического сотрудничества и ряд других мероприятий, соединяющих бизнесменов и служащих госкомпаний.
Похоже, озаботились развитием делового туризма теперь и в Крыму. В частности, в начале недели об этом сообщил министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий. О планах по развитию сегмента делового туризма говорили ранее и в Ростуризме. «Деловой туризм – один из самых массовых и востребованных видов туризма», – заявлял в конце августа глава Ростуризма Олег Сафонов. Как уточняли в пресс-службе ведомства, доля делового туризма в мире превышает 20%. При этом он обеспечивает около 50% доходов авиакомпаний, 60% доходов гостиниц и более 70% доходов автопрокатных компаний. «В настоящее время вклад индустрии делового туризма в ВВП других стран мира составляет 1,5%. В России – не более 0,3%, при этом вклад конгрессно-выставочной деятельности всего лишь 0,05%», – сообщали в Ростуризме. Заметим, по оценке АБТ–ACTE Russia, объем российского конгрессно-выставочного рынка составляет 1,5 млрд долл.
Очевидно, привлекательность делового туризма в РФ теоретически могла бы повысить и доступность российской визы для иностранцев. В частности, в апреле обеспокоенность сложным ее оформлением высказывал депутат Сергей Кривоносов. «Получение виз сейчас довольно проблематично», – указал, он, уточнив, что принятие поправок в законодательство могло бы упростить процедуру выдачи виз иностранным гражданам и тем самым помочь развитию делового туризма.
Несмотря на оптимизм чиновников и рублевый рост рынка делового туризма, эксперты довольно-таки скромно оценивают перспективы 2016 года. «По подсчетам Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel&TourismCouncil, WTTC), объем рынка бизнес-туризма в России по итогам 2016 года составит 672 млрд руб.», – говорится в отчете YEARBOOK.
Схожие опасения подтверждают и опрошенные АБТ–ACTE Russia специалисты по проведению и организации деловых поездок. Например, немногие считают, что в текущем году расходы на командировки не будут урезаны. Большинство из 379 опрошенных участников рынка (52%) полагают, что расходы на деловые поездки в 2016 году сократятся по сравнению с 2015-м в среднем на 10,8%. Увеличения расходов на командировки ждут 26% респондентов. Не рассчитывают на какие-либо изменения в расходах 22% опрошенных.
Столь же пессимистичны взгляды и относительно объемов бизнес-путешествий. Так, свыше половины опрошенных (53%) также ждут сокращения, причем более чем на 17%. Менее трети респондентов (27%) полагают, что число деловых поездок в их компании может увеличиться, при этом средний прирост будет держаться на отметке 27%. И лишь 20% считают, что число деловых поездок останется неизменным в 2016 году. Заметим, в 2014 году таких было 58,5%.