Премьер Дмитрий Медведев призывает кабмин готовиться к консервативному бюджету-2017. Фото РИА Новости
Бюджет-2017 будет строиться исходя из консервативных расчетов, предупредил премьер Дмитрий Медведев. Предполагается, что стоимость Urals на ближайшие три года не выйдет за пределы 40 долл. за баррель, а в рост экономика РФ перейдет уже со следующего года. Вместе с тем в условиях дефицитного бюджета российские власти озаботились мерами по выводу на свет 16 млн теневых предпринимателей. А президент Владимир Путин пообещал отменить налоги для самозанятых россиян, значительная часть которых и так их не платит. Очевидно, такая «легализация» теневых предпринимателей стала своего рода «сладкой пилюлей» в ответ на сообщения о возможном повышении налогов в стране.
При планировании бюджета на 2017–2019 годы стоит придерживаться более консервативных оценок, в том числе по цене на нефть, заявил вчера Дмитрий Медведев, открывая совещание по прогнозу социально-экономического развития РФ и основным параметрам бюджета на 2017–2019 годы. «Мы договорились, что будем исходить при разработке базового сценария из консервативной оценки. Минэкономразвития (МЭР) такой вариант представило, он предусматривает, что в течение трех лет стоимость нефти Urals в среднем не выйдет за пределы 40 долл. за баррель», – сообщил вчера Медведев. При этом, напомнил вчера глава кабмина, этот сценарий предусматривает переход экономики к росту, «начиная с 2017 года с дальнейшим укреплением позитивной динамики в 2018–2019 годах».
«Конечно, есть и более оптимистичные расчеты, но наш опыт подсказывает, что в условиях, подобных нынешним, лучше придерживаться сдержанной оценки», – отметил премьер.
Вчера же агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщало, что правительство заложит в бюджет и стабильный курс рубля до 2019 года. По их данным, новый базовый сценарий МЭР предполагает, что в 2017–2019 годах курс составит примерно 64–65 руб. за доллар, то есть как сейчас. К слову, еще в апреле МЭР в своих прогнозах ожидало курс рубля на уровне 67–68 за доллар в этом году. По мнению экспертов, заложить очень узкий диапазон колебания рубля можно лишь в нескольких случаях. «Либо если пропорционально изменениям цен на нефть будут изменяться госрасходы. Либо если будут введены жесткие валютные ограничения, и эти ограничения позволят поддерживать колебания курса рубля в очень узком диапазоне», – говорил в эфире радио BusinessFM советник по макроэкономике «Открытие-брокер» Сергей Хестанов.
Косвенные признаки возможных валютных ограничений перекликаются с предложением советника президента Сергея Глазьева о введении налога на обмен валюты. По его словам, новый валютный налог поможет стабилизировать курс рубля, а также станет источником дополнительных доходов бюджета. В результате при ставке в 1% дополнительные поступления в казну составят 1 трлн руб. в квартал (см. «НГ» от 19.09.16).
Между тем вопрос дополнительных источников дохода для российского бюджета фактически становится приоритетным. Так, текущий дефицит уже не укладывается в обозначенный президентом Путиным ориентир в 3% ВВП. За восемь месяцев текущего года дефицит федерального бюджета снизился до 2,9%, или 1,5 трлн руб. Это меньше, чем по итогам семи месяцев – 3,3%. В целом же расходы бюджета за восемь месяцев текущего года составили 9,6 трлн руб., доходы – 8 трлн руб. По итогам же 2016 года дефицит федерального бюджета, по оценкам, может достичь 3,6%.
Пока бюджетный дефицит частично покрывается за счет Резервного фонда, где остается все меньше денег. Согласно данным ведомства Антона Силуанова на 1 сентября, объем Резервного фонда составил 2 трлн руб. Заметим, годом ранее в фонде было около 4,7 трлн руб. То есть фактически траты резервов идут со скоростью выше 2 трлн руб. в год. И по оценкам, средства Резервного фонда могут закончиться до конца 2016 года. «Там чуть-чуть останется на следующий год, а может быть, и израсходуют (в текущем году. – «НГ»). Но скорее всего в начале следующего года», – сообщал ТАСС источник, близкий к Минфину.
Подобные перспективы в условиях, когда цены на основные товары российского экспорта – нефть и газ – остаются низкими, очевидно, заставят правительство искать дополнительные источники доходов. Одним из таких источников по плану должна была стать приватизация крупных госактивов – акций «Роснефти», «Башнефти», АЛРОСА и ряда других. По оценке Минфина, продажа этих активов может принести бюджету доходы до 1 трлн руб. Пока же было продано лишь 10,9% акций АЛРОСА за 52 млрд руб.
Другой возможный источник снижения дефицита – урезание госрасходов. Здесь «под нож» вполне могут пойти и траты на нужды обороны. Сегодня в правительстве, очевидно, нет единого взгляда на допустимый объем оборонных расходов. На такие мысли, в частности, толкает недавняя информация в СМИ о произошедшей на заседании у президента Владимира Путина перепалке между главой Минфина и главой Минобороны Сергеем Шойгу. Речь на совещании шла об объемах финансирования госпрограммы вооружения (ГПВ) на период 2018–2025 годов. Причиной дискуссии «на повышенных тонах», как сообщают СМИ, стали «диаметрально противоположные» оценки предельного объема финансирования ГПВ-2025. Силуанов оценил программу в 12 трлн руб., а Шойгу считал необходимым выделить на это 22 трлн.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев недоволен количеством теневых бизнесменов в РФ. Фото с сайта www.government.ru |
Стоит отметить, что в отличие от военных глава государства допускает сокращение расходов на оборонно-промышленный комплекс (ОПК). «К 2020 году в соответствии с нашими планами масштабное перевооружение армии и флота завершится, пик поставок в рамках госпрограммы развития вооружений будет пройден, – сказал Владимир Путин в начале сентября. – Мы и дальше будем совершенствовать нашу армию и флот, но такого объема заказов для оборонки не будет» (см. «НГ» от 09.09.16).
При этом сокращение военных расходов уже фактически происходит. Так, по информации Центробанка (ЦБ), средства гособоронзаказа, размещенные в уполномоченных российских банках, в августе сократились на 19 млрд руб., или на 4%, и на 1 сентября составили 473 млрд руб. Заметим, снижение средств гособоронзаказа на счетах продолжается третий месяц подряд. Эксперты такую тенденцию связывали с растущим дефицитом бюджета и сокращением расходов расширенного бюджета по статье «Национальная оборона» (см. «НГ» от 19.09.16).
Активно обсуждает правительство и сценарии повышения налогов. Минфин, в частности, предлагает реформу страховых взносов, начав взимать их по единой ставке со всего зарплатного фонда, а также рассматривает вариант повышения налога на добавленную стоимость (НДС).
Не исключены и другие сценарии увеличения налоговой нагрузки. Однако бывший замглавы МЭР Андрей Клепач считает, что основные налоги до 2018 года не будут меняться. «Повышение НДС имеет ограниченный инфляционный эффект. А с точки зрения инвестиционных возможностей, особенно для предприятий, работающих на внутренний рынок, повышение НДС достаточно чувствительно с точки зрения падения доходов», – отметил Клепач.
Примечательно, что тема налогов обсуждалась вчера на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. От налогов, в частности, предлагалось освободить тех, кто и так их не платит. Речь шла о возможности двухлетних налоговых каникул для самозанятых граждан. «Мы неоднократно обсуждали – сейчас с Дмитрием Анатольевичем Медведевым – о необходимости на определенный период, скажем, года на два, освободить самозанятых вообще от уплаты налогов и обязательных взносов, с тем чтобы они могли спокойно войти в нормальный ритм легальной работы», – отметил президент. По его словам, в настоящий момент миллионы российских граждан самостоятельно работают в самых разных сферах от мелкого ремонта и строительства до автосервисов. «Люди просто вынуждены оставаться в тени, чтобы не сталкиваться с бюрократией, с поборами, проверками и с нагрузками, может быть, избыточными для этого вида деятельности. Самозанятым гражданам нужно предложить понятный и удобный инструмент взаимодействия с государством. Чтобы они могли спокойно, «в белую», вести и развивать свое дело», – предложил президент Путин. Глава государства также отметил, что необходимо исключить любые возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством. «Если это необходимо, следует внести и соответствующие поправки в законодательство», – указал он. Другой вопрос: с чего вдруг те, кто ранее годами работал в тени, будут выходить на белый свет?
В свою очередь, глава МЭР Алексей Улюкаев вчера посетовал президенту на значительное число теневых предпринимателей в РФ. «Очень высока доля тех, кто ведет дело, но не легализуется. По данным Росстата, это порядка 16 млн», – сказал министр, отметив, что задача правительства помочь таким предпринимателям легализоваться и выйти на свет.
Очевидно, помочь в такой легализации должен новый законопроект о поддержке малого предпринимательства и ИП. «Вы (президент Путин. – «НГ») давали поручение о подготовке соответствующего закона, который освобождал бы от возможной ответственности за так называемое незаконное предпринимательство и от налоговых обязательств на срок до трех лет. Такой акт готовится и в четвертом квартале этого года будет внесен», – пообещал Улюкаев. И пока не совсем понятно, надеются ли власти таким образом вывести на свет все те 16 млн теневых бизнесменов. Отчасти, такие попытки вывести самозанятых граждан и малых предпринимателей из тени можно расценить как некий ответ Кремля и Белого дома на недавние сообщения СМИ о возможном повышении налоговой нагрузки как источника допдоходов для дефицитного бюджета.