0
7500
Газета Экономика Интернет-версия

24.08.2016 00:01:00

Новый закон о торговле не работает без президента

Тэги: закон, торговля, ирина яровая, торговые сети, штрафы, поставщики


закон, торговля, ирина яровая, торговые сети, штрафы, поставщики Участники мониторинга «Честные цены» недовольны стоимостью продуктов на сельхозярмарках. Фото с сайта www.primorsk.er.ru

Новое законодательство «О торговле», принятия которого добились единороссы во главе с Ириной Яровой, пока не дало заметных позитивных результатов. Поэтому единороссы собираются пожаловаться президенту Владимиру Путину на несговорчивые торговые сети. По словам Яровой, к этому ее подталкивают сами ретейлеры, которые решили компенсировать потери прибыли неадекватно завышенными штрафами в отношении поставщиков.

«По всем новым веяниям, которые связаны с новыми видами поборов (со стороны ретейла по отношению к поставщикам – «НГ»), мы уже в сентябре будем предлагать президенту дополнительные решения, которые сделают невозможным понуждение к скидкам и невозможными высокие штрафы», – обратилась вчера Яровая к представителям торговых сетей. 

«Мы сегодня не называли имена торговых сетей, которые предлагают такой, мягко говоря, недружелюбный стиль взаимодействия. В докладе президенту мы имена этих торговых сетей назовем», – приводит слова Яровой Rambler News Service. «Поэтому ничего личного, никаких обид. Тот, кто исполняет закон, тот его исполняет. В отношении того, кто хочет создать видимость и будет заниматься поборами, мы будем ставить вопрос в плоскости ответственности самих торговых сетей», – продолжила она.

В целом же, по мнению парламентария, торговые сети сегодня не готовы исполнять новый закон о снижении ретробонусов и вместо этого ищут обходные пути. «Исходя из отдельно появляющихся информационных сообщений, они работают над тем, чтобы правдами и неправдами сохранить свою маржинальность, желая найти новые формы изъятия той же платы, которую они привыкли брать с производителя только в новых формах. Мы видим некие тенденции. Мы сразу хотели бы упредить это действие», – указала она, обещая включить «данную обеспокоенность» в доклад президенту РФ.

По информации же начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофея Нижегородцева, несоразмерные штрафы пока что не являются распространенной практикой. «Были определенные лозунги, когда некоторые участники рынка хотели компенсировать это (снижение вознаграждения ретейлерам. – «НГ») неадекватными штрафными санкциями, но пока мы не видим подтверждения, что это вошло в какую-то практику», – указал он.

Напомним, разработанные главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой и группой депутатов поправки в закон «О торговле» предусматривают снижение максимального уровня ретробонусов (вознаграждений) ретейлерам от поставщиков с 10 до 5% и сокращение сроков оплаты поставленных товаров. Начиная с 15 июля этого года требованиям закона должны соответствовать все вновь заключаемые договоры, с января будущего года – уже все, в том числе ранее заключенные, договоры. Кроме снижения до 5% размера премий, которые поставщики платят торговым сетям за закупку и продвижение товаров, документом уточняются сроки оплаты поставляемых товаров магазином поставщику. За нарушение закона «О торговле» для юридических лиц предусмотрен штраф в размере 2–5 млн руб. А за повторное нарушение закона – в размере 3–5 млн руб.

Для компенсации будущих потерь некоторые ретейлеры предложили производителям снижать закупочные цены. Другие продавцы решили ужесточить наказания за нарушения условий поставок в свои магазины.

В то же время сами торговцы уверены, что законодательные новации фактически запрещают услуги по логистике от ретейла поставщику, что создаст «физические и финансовые барьеры для перемещения продукции между субъектами Федерации, остановит развитие инфраструктуры оптово-распределительных центров, поставив под сомнение не только поддержку фермеров, но и достижение декларируемых целей продовольственной безопасности». На это, в частности, указывает Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят лидеры розничного рынка.

Также в АКОРТ считают, что региональные производители не смогут на равных конкурировать с крупнейшими компаниями, поскольку традиционная реклама для маленьких поставщиков слишком дорога. Поэтому, по мнению ретейлеров, поправки в закон негативно скажутся на всех участниках рынка. «Среди последствий – падение производства и загрузки производственных мощностей, закрытие или поглощение мелких предприятий более крупными игроками, рост издержек, падение продаж как розничных сетей, так и отечественного производителя, уменьшение ассортимента в магазинах, сокращение рабочих мест, падение общей прибыльности торговых сетей и налоговых отчислений», – прогнозируют в АКОРТ.

Экономисты из Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) ранее также предупреждали, что новшество обернется ростом цен. Снижение уровня премий поставщиками для ретейлеров до 5% от суммы контракта приведет к перебоям с поставками, предполагали экономисты.

«Мы понимаем, что торговые сети могут найти новые формы взимания денег с сельхозпроизводителей. Поэтому мы будем постоянно анализировать ситуацию и принимать незамедлительно меры», – в свою очередь, парировала Яровая. В частности, к такому анализу ситуации относятся недавние решения парламентариев организовать специальные мониторинговые группы по контролю за исполнением торговыми сетями нового закона. При этом депутат предлагает сделать такие мониторинги постоянными. «Мы будем просить и президента, и председателя правительства дать поручение, чтобы постоянно осуществлялся мониторинг и результаты его обсуждались в правительстве», – сообщила она вчера.

Примечательно, что пока что в ходе таких проверок данные получались крайне противоречивые. Например, при посещении Яровой одной из торговых сетей Хабаровского края она убедилась, что в регионе выстроена честная система отношений производителей с торговыми сетями. В пример она тогда привела размер наценки на стоимость нарезного батона, который отпускается с завода по 13 руб., а в магазине продается за 14,9 руб. Правда, позднее краевые СМИ писали, что не смогли отыскать в Хабаровске батон по такой цене.

Недавний же рейд мониторинговой группы на центральную ярмарку во Владивостоке показал, что цены на продукты питания на ярмарках зачастую даже выше, чем в супермаркетах. «Цены здесь на продукцию выше, чем в магазине, и это притом, что торговцы не платят за свои места. Цена здесь должна быть ниже на 15–20%. Но этого нет», – комментировала агентству PrimaMedia депутат Думы города Владивостока Зинаида Ким.

Напомним, что ранее законотворцы надеялись именно на новые региональные торговые площадки как альтернативу крупным торговым сетям. «Торговые площадки с минимальными наценками должны быть не только в городах», – говорила в конце июля Яровая. «Сейчас, когда наш сельхозпроизводитель заинтересован в продаже скоропортящейся продукции, в регионах должны быть обеспечены условия для альтернативной торговли. Это сельхозярмарки, где они могли бы реализовывать свою продукцию без торговой наценки», – указывала она. Таким образом, по мысли депутата, покупатели могли бы сами оценить размер торговой наценки.

Правда, и сами потребители, кого, по идее, в первую очередь касаются цены на продукты, пока не считают, что новшество серьезно скажется на потребительских ценах. Так, центр социального проектирования «Платформа» совместно с ВЦИОМом еще в начале июля опросил 1200 респондентов с целью выяснить их отношение к изменениям в законе «О торговле». В ходе опроса выяснилось, что большая часть респондентов скептически относится к эффективности принятых поправок. Так, 72% считают, что они не окажут заметного влияния на динамику цен. 39% указывают на то, что цены зависят от других факторов, не связанных с законодательством. Кроме того, 65% опрошенных полагают, что поправки в закон «О торговле» не смогут повлиять и на качество продукции. В позитивном влиянии изменений законодательства на динамику цен уверены всего 17% респондентов. Заметное улучшение качества ждут 26%. А в снижение цен и повышение качества продукции верят всего 10% опрошенных.

Очевидно, такую рьяную активность законодателей в части проверки исполнения нового закона следует связывать в том числе и с избирательной кампанией, полагают эксперты. «Понятно, что перед выборами есть искушение продемонстрировать избирателю жесткий контроль над ценообразованием в торговых сетях и добиться пусть не реального снижения цен, но хотя бы какого-то заявления», – указал в эфире BusinessFM профессор ВШЭ Николай Петров.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2151
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1392
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1035
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1355

Другие новости