Нефтяная промышленность Мексики не создает таких проблем государственному бюджету, как это происходит в России. Фото Reuters
Ввиду скорого исчерпания «подушки безопасности» власти собираются влезть в новые валютные долги. Уже в этом году правительство может начать заимствования с помощью номинированных в валюте российских бондов, заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Риски дефолта при наращивании валютных долгов хорошо известны. Поэтому правительства стран – экспортеров нефти стараются избежать неуправляемого роста валютных заимствований. И для этого используют страхование от падения цен на нефть. РФ такой механизм не использует.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает, что для покрытия дефицита бюджета в 2016 году могут быть использованы номинированные в валюте российские бонды, на которые на рынке скорее всего будет высокий спрос.
Так он ответил на вопрос об источниках покрытия дефицита после несостоявшейся приватизации «Башнефти», передает ТАСС.
Напомним, что консолидированный бюджет РФ в январе–июле 2016 года исполнен с дефицитом 925 млрд руб. Причины появления бюджетного дефицита: падение ВВП и просчеты властей с прогнозами нефтяных цен. Вместо 50 долл. за баррель нефти Urals ее средняя цена в первом полугодии составила всего 37,85 долл.
Но, по словам Улюкаева, у России есть возможность увеличить объем привлечения средств как на внутреннем, так на внешнем рынке. «Я сторонник того, чтобы в большей степени покрывать дефицит за счет заимствований, в меньшей степени – за счет резервных фондов», – сказал министр. Между тем кроме этих двух рецептов – новые долги и растрата резервов – есть еще и третий. Мексика, например, страхует риски и уже не первый год получает многомиллиардные выплаты. Как сообщается, в прошлом году страховка почти покрыла образовавшийся в бюджете Мексики дефицит. Теперь страна готовится к новому нефтяному обвалу, который не исключен в 2017 году. В июне-июле этого года Мексика застраховала свои бюджетные риски на случай нового падения цен, сообщает Bloomberg. Сделано это было на пике нефтяных котировок, в момент, когда Brent превышала отметку 50 долл. за баррель.
Мексика – один из крупных производителей нефти: в прошлом году, по данным Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), ее добыча составила около 2,3 млн барр. в сутки. Страна страхуется не в первый раз, этот механизм используется с 90-х годов. В страховании участвует международный пул банков.
В отдельные годы компенсация достигала рекордных сумм. Так, в 2009-м Мексика получила 5 млрд долл. А в прошлом году – 6,3 млрд долл. при стоимости самой страховки около 770 млн долл. Страховой случай в прошлом году наступил при падении нефтяных цен ниже 76,4 долл. за баррель. По сообщению СМИ, полученные деньги тогда почти полностью покрыли образовавшийся в бюджете дефицит.
По экспертным оценкам, в этом году Мексика может получить 3 млрд долл. Теперь страховой случай наступает при падении цен ниже 49 долл. за баррель. Пока средняя цена мексиканской нефти марок Maya, Olmeca и Istmo составляет 32,4 долл. за баррель, уточняет «Прайм».
Кроме Мексики ранее страховался от обвалов нефтяных цен и Катар. Есть примеры и неудачного страхования, когда расходы на страховку не помогали компенсировать бюджетные потери и становились поводом для социальных недовольств. Такой печальный опыт у Эквадора.
При этом Мексика старается до самого последнего момента держать в тайне подробности о своих действиях, чтобы не повышать у других стран интерес к этому механизму и не провоцировать тем самым удорожание страховки. В частности, в этом году Мексика решила застраховаться раньше обычного (в прошлые разы она страховалась в августе-сентябре). В Bloomberg уточняют, что получить какие-то детали от Минфина Мексики о новой сделке пока не удается.
В России о таком виде страхования нефтяных рисков бюджета не задумываются. «Для страхования нефтегазовых рисков выбран путь формирования суверенных фондов: Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В настоящее время Резервный фонд используется для покрытия дефицита федерального бюджета», – напомнили в пресс-службе Минэкономразвития. Как считают опрошенные «НГ» эксперты, такой вариант надежнее, несмотря даже на то, что резервы не бесконечны и есть риск их скорого исчерпания.
«Страховка от падения нефтяных цен похожа на русскую рулетку. Страхующаяся компания может либо заработать, либо, наоборот, лишиться средств. Результат зависит от того, насколько точным окажется прогноз цены барреля, – поясняет член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. – Среди международных нефтедобытчиков так мало примеров удачного страхования рисков, потому что весьма сложно точно спрогнозировать, какой будет цена «бочки» в долгосрочной перспективе».
Волатильность рынка возросла, различные политические, экономические, правовые и прочие факторы моментально отражаются на котировках, добавляет эксперт. «Нестабильная ситуация на Ближнем и Среднем Востоке, сланцевая революция в США, нестабильность азиатских рынков, слабые темпы роста мировой экономики не позволяют с высокой точностью просчитать, какой будет цена на черное золото в течение длительного промежутка времени. Как показывает опыт последних лет, верхняя и нижняя границы бенчмарка Brent, от которого отсчитывается стоимость российского сорта Urals, могут быть около 115 долл. и менее 30 долл. за баррель соответственно», – говорит Касаев.
Так что, по мнению эксперта, «один из наиболее эффективных способов обезопасить российскую казну от нефтяных рисков – по примеру Катара закладывать в бюджет цену сырья ниже, чем прогнозируется профильными ведомствами».
«Что касается страховки от снижения цен на нефть, то Центробанк еще в ноябре 2014 года отказался поддерживать курс национальной валюты, тем самым снижение цен на нефть было скомпенсировано падением рубля», – добавляет ведущий специалист компании «Алор Брокер» Евгений Корюхин.
«Мексика идет своим уникальным путем, и надо понимать, что страховка, которую она покупает, тоже стоит немало, – продолжает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. – Подобных инструментов множество, например, можно покупать фьючерс в больших количествах, продавать опционы. Но в Мексике сложился уникальный общественный договор на эту тему, а у нас скорее всего финансовые власти не смогут прийти к консенсусу, надо ли покупать такую страховку». Эксперт добавляет, что «если страховка не оправдает себя и деньги будут потрачены напрасно, то властная элита может потерять кредит доверия избирателей».