Вице-премьер Аркадий Дворкович пытается убедить президента по стратегическим партнерствам Google Карло д'Азаро Бьондо, что рецессия в России закончилась. Фото Валерия Шарифулина/ТАСС
Владимир Путин создаст себе новый совет – по стратегическому развитию. Об этом он рассказал на прошедшем в Петербурге Международном экономическом форуме (ПМЭФ). Правда, как показал сам форум, с планированием у властей могут возникнуть проблемы. Чиновники противоречат сами себе, не решив даже, что именно происходит с российской экономикой. Вместо серьезного анализа они ссылаются в основном на ощущения. Из выступлений на ПМЭФ можно было составить сборник самых нелепых официальных заявлений.
Юбилейный, уже 20-й по счету, Петербургский форум продемонстрировал две вещи. Во-первых, у российских властей нет четкого понимания, что происходит с экономикой страны. Нередко прогнозы строятся на ощущениях и противоречат друг другу. Во-вторых, некоторые официальные лица как будто существуют в параллельной реальности и предлагают настолько необычные новации, что россиянам остается только гадать, откуда чиновники черпают свое вдохновение.
Если составлять рейтинг самых шокирующих выступлений форума, то первые места в нем по праву должны занять глава Роспотребнадзора Анна Попова и министр культуры Владимир Мединский. В частности, новый главный санитарный врач страны чуть не спровоцировала среди россиян аптечную панику. «Все лекарства должны отпускаться по рецепту врача. Это моя позиция», – цитирует Попову ТАСС. По ее мнению, так будет лучше для пациента.
Что успокаивает, в Минздраве уже выступили против таких радикальных мер. Запрет на безрецептурную продажу всех лекарств затруднил бы формирование аптечек автомобилиста, отметил директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Минздрава Олег Салагай. «На сегодняшний день в мире принят подход, согласно которому по рецепту отпускаются лекарственные препараты, самостоятельное назначение и применение которых может повлечь риск жизни и здоровью пациента… Такого подхода мы намерены и далее придерживаться», – пояснил он информагентствам.
А вчера уточнила свою позицию и сама Попова. По ее версии, она имела в виду исключительно антибиотики – именно они, а не все лекарства, должны отпускаться только по рецептам.
Пока на площадках форума обсуждались различные бизнес-контакты, министр культуры Владимир Мединский на панельной сессии «Мультфильмы из России» публично запугивал молочную компанию Danone. «Союзмультфильм» права на свои персонажи передал разным странным компаниям и получал роялти не напрямую от пользователей. Например, компания Danon, кто там «Простоквашино» производит, вот ему привет передаю. Будут у вас проблемы в ближайшее время, обещаю. Потому что неправильно, когда платят непонятно кому, непонятно когда эти роялти, а до государственной студии, которая создавала эти мультфильмы, дело не доходит. Надо как-то стремиться договориться до суда. Это было бы по-честному», – объявил Мединский.
Настрой Минкульта поддержали не все. В интервью Интерфаксу министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов сказал, что «в работе с бизнесом и инвесторами надо включать голову, а не думать… другими местами»: «В противном случае трудно сделать инвестиционный климат в России привлекательным, если мы с такими компаниями, как Danon, вкладывающими десятки миллиардов долларов в Россию, будем разговаривать в подобном ключе».
Глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин нашел взаимопонимание с оппонентами из Столыпинского клуба. Фото Reuters |
Российскую экономику ждет большое будущее – можно было понять по пленарному заседанию ПМЭФ, на котором выступил президент Владимир Путин. «Задачи, которые стоят перед нами, требуют новых подходов к управлению развитием», – сказал он. Поэтому уже в ближайшее время при президенте будет создан Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
«Ваш покорный слуга возглавит его, а президиумом совета будет руководить председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев, – уточнил Путин. – Совет займется ключевыми проектами, которые направлены на структурные изменения в экономике и социальной сфере, на повышение темпов роста». В списке предстоящих мероприятий увеличение производительности труда, улучшение делового климата, содействие малому и среднему бизнесу, поддержка экспорта.
Заниматься стратегическим планированием профильным ведомствам будет, судя по всему, непросто. Потому что нет общего понимания, что же именно происходит с российской экономикой и по каким причинам.
«Мы практически преодолели спад», – заявил Путин в четверг на встрече с представителями международного инвестиционного сообщества. Что именно понимается под преодолением спада? Как может подумать читатель, начало роста, когда вместо минуса показатели выходят в плюс.
Но, по статистике Росстата, этого не произошло: в первом квартале 2016-го по отношению к тому же периоду 2015-го ВВП страны сократился на 1,2%. Президент уточняет: «Созданы базовые условия для выхода на траекторию роста».
Правда, ни потребительского, ни инвестиционного драйверов роста у экономики РФ сейчас нет. Доходы населения снижаются 18 месяцев подряд, свидетельствуют сводки Росстата. Инвестиции в основной капитал сокращаются с 2013 года.
Не подтверждает официальная статистика и слова Путина, что инвестиционный спад в России обусловлен динамикой нефтяных цен. «Доходность от нефтебизнеса, от энергетического бизнеса снижается в связи с падением цен на нефть. А значительные инвестиции прошлых лет были связаны с нефтью, газом, энергетикой вообще и инфраструктурой вокруг нее», – уверял на форуме иностранных журналистов Путин. Но в 2013 году обвала нефтяных котировок не было.
День спустя ситуация с экономическим ростом в России стала еще запутаннее. «Мы планировали небольшой спад экономики по концу этого года, но мы наблюдаем сейчас рост, при этом в перерабатывающих отраслях – 0,6%, в сельском хозяйстве – 2,2%, а в среднем – 0,5%», – перечислил успехи президент в пятницу на встрече с руководителями международных агентств. Какой период имеется в виду (месяц к месяцу, год к году), почему от динамики всей экономики разговор резко повернул в сторону конкретных секторов промышленности и сельского хозяйства – не уточняется.
После таких заявлений президента некоторые бывшие и действующие правительственные чиновники попытались правильно настроить свое шестое чувство. «Для устойчивого динамичного роста нам нужен иностранный рынок капитала и импорт технологий. Но, по-любому, у нас есть возможность выйти на высокие темпы роста в экономике, которая так или иначе пока действует в режиме санкций», – рассказал «Эху Москвы» зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач. «По моим оценкам, рецессия практически уже закончилась, мы уже стабилизировались», – поделился вице-премьер Аркадий Дворкович. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев дал прогноз: рост ВВП по итогам 2016 года составит 0,2–0,3% при среднегодовой цене нефти Urals 43 долл. за баррель.
И одновременно с этим, называя себя прагматиком, глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила журналистам ТАСС, что хотя «экономика адаптировалась к ситуации», «до нуля нам еще далеко». Другими словами, спад продолжится, и пока рано говорить не то что о росте по итогам 2016 года, но даже о нулевой динамике.
Противоречили участники форума не только друг другу и здравому смыслу, но и самим себе. Неожиданные метаморфозы произошли с главой Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным. «Честно скажу: обрушение национальной валюты больше чем в два раза – для экономических властей это позор, – заявил он. – Это означает, что мы не можем создать стабильные условия для бизнеса: как для импорта технологий, так и для экспорта».
Конечно, Кудрин никогда открыто не призывал к обрушению нацвалюты, однако он всегда воспринимался как главный в группе системных либеральных экономистов, куда также входит, например, Эльвира Набиуллина – сторонница именно плавающего курса рубля. Возможно, на форуме Кудрин сделал попытку примирения со своими оппонентами из Столыпинского клуба, критикующими действия Центробанка. В эфире Business FM экс-министр финансов уже обратил внимание на то, что с некоторыми участниками этого клуба у него есть взаимопонимание.