Весной 2015 года глава Крыма Сергей Аксенов открывал новую линию водоснабжения на полуострове. Фото с сайта www.sudak.rk.gov.ru
Дефицит электроэнергии и проблемы с водоснабжением подтолкнули крымские власти к изъятию частной собственности. Администрация полуострова объявила о национализации скважин питьевой воды в Судаке, которые раньше принадлежали отдельным предприятиям. Необходимость изъятия глава Крыма Сергей Аксенов объяснил чрезвычайным или даже военным положением. Под единое управление передаются и 2 тыс. автономных дизель-генераторов, которыми раньше распоряжались муниципалитеты.
Решение властей о фактической национализации водяных скважин обосновано тем, что сами судакские предприятия отказываются передать их добровольно, из-за чего страдают жители города.
«В целях экономии электроэнергии и водоснабжения Судака включили в единую централизованную систему водоснабжения скважины пяти предприятий, но, к сожалению, эти предприятия не передают эти скважины нашим ресурсоснабжающим организациям и сами не хотят стать ресурсоснабжающими организациями», – объяснила вице-премьер Крыма Евгения Бавыкина.
Глава Крыма Сергей Аксенов распорядился не только передать скважины на баланс государственным организациям, но и наказывать саботажников. «В отношении всех, кто препятствует, по режиму ЧС возбудить дела о причинении вреда Республике Крым. Расследовать действия должностных лиц, невзирая ни на что, тут же вводить временную администрацию и скважины все равно передавать. Если решение штаба не будет исполнено, прошу органы внутренних дел выставить охрану возле скважин и провести принудительную передачу», – цитирует главу республики агентство «Крыминформ».
В то же время некоторые СМИ приводили более жесткие высказывания Аксенова. Он, в частности, якобы называет текущую ситуацию в Крыму «режимом военного времени», одновременно указывая и на продолжающийся на полуострове режим ЧС. «В режиме ЧС принимаем протокольное решение, обязывающее передать скважины в целях обеспечения населения питьевой водой. В отношении тех, кто препятствует, по режиму военного времени возбуждаем уголовные дела по нанесению вреда Республике Крым, тут же вводить временную администрацию и скважины все равно передавать (муниципалитетам)», – цитирует Аксенова РИА Новости Украины. Ведь, по его словам, «Судак сидит без воды, а у местных буржуев полное обеспечение».
Напомним, ранее Украина обеспечивала до 85% потребностей Крыма в пресной воде через идущий от Днепра Северо-Крымский канал. В основном эта вода использовалась для полива сельхозугодий. Однако после присоединения Крыма к РФ подача воды по каналу на полуостров была прекращена. Частично проблему водоснабжения Крыма удалось решить после переброски воды из крымской реки Биюк-Карасу в Северо-Крымский канал, а также бурением новых скважин.
На заявления главы Крыма вчера отреагировали украинские политики. В частности, по мнению депутата Рады Рефата Чубарова, власти Крыма объявили условия военного положения на полуострове, чтобы забрать у предпринимателей скважины для воды и генераторы электроэнергии. «Когда принималось решение о восстановлении электроснабжения, мы исходили из того, что в Крыму, учитывая эти 220 МВт, достаточно энергоресурсов для того, чтобы обеспечить потребности людей. Но не будет хватать для обеспечения военных гарнизонов и современного оборудования. Поэтому и возникла ситуация, когда марионеточное правительство оккупационной власти пытается задействовать такие механизмы управления почти времен военного коммунизма. Это не военное положение. Они объявили условия военного положения для того, чтобы забрать у предпринимателей ресурсы, которые они обеспечивали самостоятельно, в том числе скважины для воды и генераторы электроэнергии», – приводит его слова «Пресса Украины».
Масштабный энергокризис в Крыму вынудил власти полуострова собрать энергомощности под единый контроль. На баланс государственного унитарного предприятия «Крымские генерирующие системы» решено передать все автономные дизель-генераторы, доставленные в Крым. «С глав администраций эта обязанность будет снята. Хотим, чтобы они занимались экономической ситуацией», – говорил в начале прошлой недели на заседании межведомственного штаба по ликвидации ЧС Сергей Аксенов. Правда, пока почти 2 тыс. генераторов так и не были переданы на баланс ГУПа.
Вчера на полуостров с Дальнего Востока была доставлена мобильная газотурбинная электростанция (МГТЭС) мощностью 22,5 МВт. Такая же электростанция прибыла в Крым в конце прошлой недели. «Выгодное отличие МГТЭС от иных, традиционных объектов генерации заключается в возможности их транспортировки и оперативности подключения к энергосистеме», – поясняют в пресс-службе главного управления крымского МЧС. Всего же, как сообщают в ведомстве, на территории полуострова работает уже 13 аналогичных станций общей мощностью 292,5 МВт.
Желание крымских чиновников собрать воедино воду и генерацию – понятно. Интересы же собственников могут при этом пострадать.
Наблюдатели соглашаются, что обстановка в Крыму складывается чрезвычайная. «По закону «О чрезвычайном положении» этот режим даже в отдельных местностях должен вводиться указом президента, в котором должен быть указан перечень чрезвычайных мер, пределы их действия, а также исчерпывающий перечень временных ограничений», – говорит партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. При этом, подчеркивает он, срок действия ЧП на отдельной территории не может превышать 60 суток, а сам закон не предусматривает таких чрезвычайных мер, как конфискация имущества, его национализация или иной способ его обращения в пользу государства или иных структур.
Пока же нет оснований надеяться, что энергетический кризис на полуострове завершится быстро. На это косвенно указывают и заявления президента РФ Владимира Путина. «Нельзя допустить, чтобы тогда, когда мы полностью запитаем (Крым. – «НГ») от четырех цепей и полностью покроем все, что поставлялось Украиной в Крым, у нас были длящиеся контракты на поставку электроэнергии с Украины в Крым, если нам это будет не нужно», – сказал Путин, обращаясь к главе Минэнерго РФ Александру Новаку в ходе совещания с членами правительства в начале декабря. Другими словами, даже президент признает необходимость поставок украинской энергии до тех пор, пока не заработает на полную мощность энергомост.
Напомним, в первых числах декабря был дан старт первой очереди энергомоста из Краснодарского края через Керченский пролив, что дало полуострову дополнительно 230 МВт. Предполагается также, что до 20 декабря ожидается еще 230 МВт, что позволит существенно снизить дефицит электроэнергии. Однако уже вторая очередь энергомоста (третья и четвертая нитки), что позволит увеличить переток мощности до 800–840 МВт, предположительно будет введена не ранее мая 2016 года.