0
12242
Газета Экономика Интернет-версия

15.10.2015 00:01:00

Китай жалуется на российскую инфраструктуру

Тэги: rкитай, россия, торговля


rкитай, россия, торговля Правительственные делегации России и Китая обсуждают совместные проекты на выставке в Харбине. Фото с сайта www.expo-harbin.com

Традиционная модель российско-китайской торговли себя изживает, сообщила вчера официальная пресса КНР. Товарооборот двух стран стремительно сокращается: в январе–сентябре 2015-го спад составил почти 30% в годовом выражении. Как поясняют эксперты, если при традиционной модели две трети российского экспорта приходятся на сырье, то новая модель предполагает экспорт конечных товаров, а также участие в совместных высокотехнологичных проектах. Россия пытается перестроить экономические отношения с Китаем, однако эксперты опасаются, что делает она это слишком поздно. Китайские инвесторы, в свою очередь, жалуются на инфраструктурную недоступность РФ.

Чтобы сохранить стратегическое партнерство с Китаем, России нужно существенно перестроить  свои экономические связи. Одним экспортом сырья уже не обойтись. Как сообщило вчера официальное издание КНР «Жэньминь жибао», «традиционной модели торговли между Китаем и Россией трудно поддерживать устойчивое развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества в текущей финансовой обстановке». Объем китайско-российской торговли сейчас упал до уровня 2008 года, отмечает издание.

Днем ранее Главное таможенное управление КНР сообщило, что оборот китайско-российской торговли в январе–сентябре этого года составил 50 млрд долл., это почти на 30% меньше, чем было в январе–сентябре 2014-го. Поставки Китая в Россию сократились за указанный период на 36%, России в Китай – примерно на 21%. Это очень плохой результат, особенно если вспомнить, что еще недавно у Москвы и Пекина была амбициозная цель увеличить к 2015 году взаимный товарооборот до 100 млрд долл., а к 2020-му – до 200 млрд долл.

Президент Владимир Путин  объявлял, что эта цель достижима, ведь в 2013 году товарооборот двух стран почти приблизился к 90 млрд долл., в 2014-м он превысил 95 млрд долл. Однако начиная с 2015 года ситуация резко ухудшилась: каждый квартал заканчивался в годовом выражении почти 30-процентным сокращением товарооборота.

Как пояснил вчера «НГ» завотделением востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов, при традиционной модели торговли почти две трети российского экспорта в КНР приходилось на углеводороды. По данным Минэкономразвития, доля нефти и нефтепродуктов в общем объеме экспорта России в КНР составляет более 60%. Еще примерно 10% приходится на древесину, 7% – на цветные металлы, 4% – на рыбу, моллюсков и ракообразных. Замыкают список нефтехимия, удобрения, машины и оборудование и др. «Почему себя изживает традиционная модель? Потому что у Китая появилось много альтернативных партнеров. В газовой сфере наши конкуренты в Китае – это Казахстан, Туркменистан, в нефтяной сфере – страны Персидского залива, Казахстан. Также в Китай уже идут поставки из Австралии, Канады. То есть Россия перестала быть в данном случае важнейшим партнером, – поясняет Алексей Маслов. – Кроме того, сократился потребительский рынок и в России, и в Китае. России в условиях экономического спада уже не нужны такие объемы китайских поставок. И Китай почти не заинтересован ни в каких российских товарах. Мы практически не производим товары народного потребления. Более того, то, что когда-то Россия поставляла в Китай – стальной прокат, некоторые станки, теперь, наоборот, КНР поставляет в Россию».

Выход из этой ситуации – перейти на более высокотехнологичное сотрудничество и на уровень совместных проектов, говорит Маслов. Он добавляет, что примеры перестройки экономических отношений уже есть: страны обсуждают совместные проекты по производству техники для продажи в третьих странах, по производству самолетов и автомобилей, также разрабатываются проекты поставок в Китай конечной российской продукции – в частности, нефтехимии.

В понедельник в китайском Харбине открылось Второе китайско-российское ЭКСПО. Российскую делегацию возглавил вице-премьер Дмитрий Рогозин. 

Вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян сообщил, что Китай намерен работать вместе с Россией в крупных проектах стратегического значения в космической промышленности, атомной энергетике, гражданской авиации, трансграничных перевозках. «Также Ван Ян призвал ускорить стыковку китайской инициативы создания экономического пояса Шелкового пути со стратегией развития России», – передает агентство «Синьхуа». Рогозин, в свою очередь, заверил, что Россия готова создать более выгодные политические условия для сотрудничества с Китаем.

Правда, судя по выступлениям китайских инвесторов и чиновников, их волнуют не столько политические условия, сколько, если можно так выразиться, бытовые вопросы – например, инфраструктурная доступность.

Председатель народного правительства провинции Хэйлунцзян Лу Хао предупредил, что рост товарооборота между северо-восточными провинциями Китая и регионами Дальнего Востока России будет затруднен, если не развивать инфраструктуру. «Нужна трансграничная инфраструктура. Как можно наращивать товарооборот, если многие погранпереходы имеют сезонный характер, грузы приходится доставлять в период навигации по понтонным переправам, а зимой погранпереходы простаивают?» – приводит слова Лу Хао Интерфакс. Китайская сторона предлагает России ускориться со строительством автомобильных и железнодорожных мостов на приграничных территориях.

Перестраивая свои отношения с Китаем, Россия поступает правильно. Но, как говорит Алексей Маслов, проблема в том, что «Россия, к сожалению, серьезно опоздала». «В Азии происходит падение экспортно-импортных операций, Китай – не исключение. Для среднего и малого китайского бизнеса Россия уже не приоритет», – замечает эксперт.

«Чтобы перестроить торговлю и нарастить обороты, понадобится пять-шесть лет. Те контракты, которые сейчас были заключены, это в основном протоколы о намерениях, не факт, что они дойдут до финальной реализации. И даже если в РФ потекут китайские инвестиции, отдача от совместных производств скорее всего наступит через пять–семь лет, окупаемость будет не столь высока», – полагает Маслов.

В экономическом сотрудничестве с Китаем России не стоит гнаться за цифрами, РФ все равно не сможет соперничать с США, у которых товарооборот с КНР достигает почти 600 млрд долл. в год, добавляет эксперт. По словам Маслова, «у России должны быть другие приоритеты: военно-политическое сотрудничество, сотрудничество в области высоких технологий, поставки конечной продукции».  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
545
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2269
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1493
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1122

Другие новости