Президент Венесуэлы Николас Мадуро хочет обсудить с Вашингтоном справедливую цену на нефть. Фото Reuters
К спасению нефтяного рынка некоторые экспортеры хотят подключить США. Как вчера стало известно, президент Венесуэлы Николас Мадуро предложил американской стороне сесть за стол переговоров, чтобы обсудить справедливую нефтяную цену. Теперь речь идет о 70 долл. за баррель вместо 100 долл., на которые рассчитывал Мадуро некоторое время назад. На какие именно уступки Штатов может надеяться президент Венесуэлы – вопрос, ведь США не являются крупнейшим экспортером сырья. Одновременно с этим аналитики Standard&Poor’s (S&P) сообщили, что нефть марки Brent действительно может подорожать до 70–75 долл. за баррель, но случится это не ранее 2017 года.
Президент Венесуэлы Николас Мадуро хочет убедить США в необходимости установить минимальный уровень нефтяных цен около 70 долл. за баррель. Как сообщил вчера ТАСС, об этом Мадуро объявил в эфире национального телевидения. О приглашении к диалогу президент Венесуэлы оповестил Вашингтон через советника Госдепартамента США Томаса Шэннона.
Тем самым Мадуро планирует продолжить свое отчаянное нефтяное турне по миру, которое начал в этом году. Правда, пока что особых успехов он не достиг.
Если в конце ноября прошлого года нефтяные котировки находились около 70 долл. за баррель и Мадуро называл справедливой ценой 100 долл. за баррель, то сейчас представления о справедливости изменились.
Теперь нефть марки Brent в отдельные моменты опускается ниже 50 долл. за баррель, венесуэльская нефть стоит менее 43 долл. за баррель, а Мадуро хочет договориться о повышении цен до 70 долл. Многие в ОПЕК хотели бы видеть стоимость нефти на уровне 70–80 долл. за баррель, заявлял также в начале сентября министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане.
Для Венесуэлы жизненно важно вернуть нефтяные цены на прежние уровни. По экспертным оценкам, страна может сбалансировать свой бюджет при 100–150 долл. за баррель. Аналитические центры приводят разные расчеты, но сходятся в одном: Венесуэле комфортно при ценах от 100 долл. за баррель. В бюджет-2015 Венесуэла заложила 60 долл. за баррель, и это стоило ей больших усилий: страна включила режим жесткой экономии. Так что дальнейшее снижение цен чревато усугублением бюджетного кризиса и социальных проблем.
По оценкам S&P, нефть марки Brent может подорожать до 70–75 долл. за баррель, но лишь в 2017–2018 годах. Об этом, как передает агентство Bloomberg, сообщил вчера аналитик S&P Александр Грязнов.
ОПЕК в последний день августа этого года объявила о своей готовности договариваться со странами, которые не входят в организацию, о мерах по стабилизации нефтяных цен. И после такой новости нефть сразу же начала дорожать – как сообщалось, рекордными за последние 25 лет темпами. Если в начале прошлого понедельника Brent торговалась около отметки 48 долл. за баррель, то уже во второй половине дня она превысила 54 долл. за баррель.
Но в начале этой недели поведение цен было прямо противоположным, и некоторые эксперты связали новое падение котировок с высказываниями главы «Роснефти» Игоря Сечина. В понедельник он заявил, что ОПЕК предлагала РФ стать членом организации, но Россия выбрала позицию наблюдателя. К слову, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков вчера подтвердил, что, насколько ему известно, вопрос о присоединении России к ОПЕК в повестке дня не стоит.
Организация не в первый раз предлагает РФ членство: Россию звали в ОПЕК и в 90-х годах, и в нулевых. И не в первый раз Россия отказывается. Ведь вступление в организацию будет означать, что РФ придется снижать свою добычу, чтобы уложиться в предписанные квоты.
Почему-то заявления Сечина были расценены участниками рынка как полный отказ России идти на контакт с ОПЕК, и это тут же спровоцировало падение цен.
Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил о готовности России продолжать консультации с ОПЕК. Фото с сайта www.government.ru |
Однако отказ от членства в организации вовсе не равноценен нежеланию вступать с ней в диалог. Наоборот, как заявил в начале сентября вице-премьер Аркадий Дворкович, Россия готова вести с ОПЕК консультации. Более того, по его словам, консультации и раньше шли полным ходом, министр энергетики РФ Александр Новак принимал в них активное участие. Министр обсуждал нефтяные цены в июне этого года на семинаре ОПЕК в Вене, затем – в конце июля в Москве во время энергодиалога с генсекретарем ОПЕК Абдаллой аль-Бадри. После этого диалога стороны запланировали очередную встречу в Вене на вторую половину 2016 года.
Так что контакт происходит. Другое дело, что цены на нефть после таких бесед особо не растут. Например, на московской встрече Абдалла аль-Бадри обрисовал противоречивые перспективы для нефтяного рынка: сначала он заявил, что организация снижать добычу не будет, затем уверил, что цены на нефть стабилизируются, но на каком уровне – не уточнил (см. «НГ» от 31.07.15).
Новак же накануне московского энергодиалога заявлял, что «диапазон колебаний в 50–65 долл. за баррель – это нормальный ожидаемый процесс». И такой оптимизм тогда удивил экспертов, ведь в 2014 году падение цен до 60 долл. за баррель финансовые власти РФ называли невероятным сценарием (см. «НГ» от 05.08.15). Возможно, такими заявлениями Новак хотел показать представителям ОПЕК, что Россия приспособилась к новым нефтяным ценам, а значит, поводов снижать добычу у нее нет.
Опрошенные «НГ» эксперты не видят предпосылок для роста котировок до 70 долл. за баррель в ближайшей перспективе. «Такая цена слабодостижима в течение года-полутора, возвращение к ней возможно, если ОПЕК предпримет согласованную акцию, а в одной из нефтедобывающих стран начнется военный конфликт. Это очень маловероятно», – считает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. «Избыточное производство, снижение спроса, замедление мировой экономики и ожидание дополнительных объемов производства со стороны Ирана способны еще больше обесценить сырье, создав условия для планомерного снижения цен ниже 40 долл. за баррель», – предполагает аналитик AMarkets Артем Деев.
Не ждут эксперты никакого прорыва и от переговоров Венесуэлы с США, они не увидели в заявлениях Мадуро ничего, кроме популизма. «Николас Мадуро пытается как бы получить от США индульгенцию на рост нефтяных цен», – поясняет Люшин. «Хоть США не являются крупнейшим экспортером, снижение спроса со стороны Штатов вследствие сланцевой революции стало одной из причин падения цен на энергоносители. И Мадуро, видимо, надеется договориться о некотором ограничении добычи со странами ОПЕК и другими крупными производителями нефти, в первую очередь с США и Россией. Но шансы на успех минимальны, – указывает главный аналитик компании «Солид» Азрет Гулиев. – ОПЕК не соблюдает даже принятые внутри картеля ограничения, регулярно добывая больше установленного максимума. США в основном выигрывают от снижения нефтяных цен. Россия не раз заявляла, что добычу снижать не будет».
«Ближневосточный картель уже неоднократно сообщал, что готов пересмотреть дневную квоту выработки нефти при условии, что США и Россия пойдут на аналогичные меры. ОПЕК не хочет допускать стратегическую ошибку, из-за которой картель потеряет свою долю рынка. По этой причине синхронные действия по сокращению производства должны предприниматься и другими производителями. Именно эту идею Венесуэла и хочет донести до США, – рассуждает Деев, – но вряд ли встреча будет результативной».
Напомним, ранее США объявили о снижении себестоимости сланцевой добычи благодаря усовершенствованию технологий. Сейчас речь идет о добыче газа, но не исключено, что затем произойдет снижение себестоимости и нефтедобычи (см. «НГ» от 03.09.15). Пока что, по аккуратным экспертным оценкам, нормальный уровень добычи сланцевой нефти в США может поддерживаться при цене более 70 долл. за баррель. Хотя в зависимости от месторождения себестоимость может снижаться и до 35–50 долл. за баррель. Возможно, после новостей о технологическом прорыве эти оценки будут скорректированы. «Назначить волевым решением цену за баррель нефти минимум в 70 долл. невозможно, – замечает аналитик компании «Премьер» Максим Костров. – Наверняка найдутся желающие, предположим в тех же США, установить цену на нефть максимум 35 долл. за баррель».
Эксперты не раз обращали внимание, что ОПЕК утратила функцию регулятора мирового нефтяного рынка. Но, заметим, не исключено, что картель сможет усилить позиции. Вчера стало известно, что Индонезия восстановила свое членство в ОПЕК.