Центробанк фиксирует кредитные проблемы во многих секторах экономики. Фото Reuters
Во многих секторах отечественной экономики просроченная задолженность по кредитам выросла за год на десятки процентов, а в некоторых случаях даже в разы. Судя по статистике Центробанка (ЦБ), острая ситуация с просрочкой складывается в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, строительстве, сельском хозяйстве и т.д. Эксперты добавляют к этому списку торговлю и сферу услуг. Объем просроченной задолженности по кредитам, выданным компаниям, вырос в течение первого полугодия этого года на 30%, сообщают в Институте Гайдара. В свою очередь, банкиры полагают, что тенденция растущей просрочки по кредитам юридических лиц сохранится до конца 2017 года.
Объем просроченной задолженности по корпоративным кредитам с 1 января по 1 июня 2015 года увеличился на 30%, подсчитали в Институте Гайдара. Доля просроченной задолженности в общей величине задолженности корпоративных клиентов выросла с 4,6 до 6,2%, сообщает директор Центра структурных исследований Института Гайдара Михаил Хромов.
«При этом качество кредитов в национальной валюте остается хуже, чем в иностранной. Рост доли просроченной задолженности по рублевым кредитам был больше», – замечает эксперт. Так, доля просроченных кредитов в рублях выросла за первое полугодие с 5,5 до 7,2%, а доля просроченных кредитов в иностранной валюте – с 2,1 до 2,9%. «В результате доля просроченной задолженности по валютным кредитам почти вплотную приблизилась к максимумам 2009–2010 годов, а по рублевым займам пиковый уровень прошлого кризиса уже достигнут», – подчеркивает Хромов.
Общий вывод, к которому приходит эксперт, – «банковский сектор балансирует на грани убыточности». По его словам, ухудшение качества кредитного портфеля продолжится, предприятия будут склонны и далее допускать все больше просрочек в обслуживании своих обязательств – в том числе из-за сложностей с рефинансированием ранее взятых кредитов. А банки начнут еще строже оценивать риски потенциальных заемщиков и ограничивать как кредитование, так и снижение ставок, добавляет экономист.
Проблемный сектор, в котором сейчас ощутимо растет объем просроченной задолженности, – это, как уточнил «НГ» Хромов, торговля и сфера услуг. Он обращает внимание, что рост просрочки по кредитам наблюдался прежде всего среди средних и малых предприятий, в то время как ситуация с долгами в крупных компаниях в целом более благоприятная.
Судя по статистике ЦБ, в списке проблемных секторов – не только торговля и сфера услуг. Например, если говорить о данных по рублевым кредитам, то за год – в июне 2015 года по сравнению с июнем 2014-го – объем просроченной задолженности в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых вырос в восемь раз, в строительстве, а также в сфере транспорта и связи – в два раза, в производстве машин и оборудования – на 52%, в секторе сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – на 22% и т.д. Из статистики по валютным кредитам следует, что объем просроченной задолженности наиболее заметно вырос в металлургическом производстве – почти в пять раз, в секторе сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства – примерно в четыре раза, в строительстве – в три раза.
Впрочем, есть отрасли, в которых, наоборот, просроченная задолженность за год уменьшилась. Так, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды по рублевым кредитам просрочка сократилась более чем в четыре раза, а по валютным просрочка по состоянию на 1 июня 2015 года погашена.
Статистика ЦБ, правда, заметно отличается от сводок Росстата. По Росстату, в мае этого года по сравнению с маем 2014-го просроченная задолженность организаций, работающих в секторе сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, снизилась почти на 9%, в строительстве снизилась на 6,5%. А в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых просрочка выросла всего на 5,8%. Судя по Росстату, росла просроченная задолженность также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 9,3% за указанный период. Видимо, столь серьезное расхождение цифр – следствие разных методик подсчета.
Как считают опрошенные «НГ» эксперты, ожидать от корпоративных заемщиков высокой платежной дисциплины в текущих экономических условиях весьма сложно. «И речь идет не о конкретном регионе или отрасли, а в целом о стране», – говорит директор департамента Росгосстрах Банка Наталия Блинова.
После повышения ключевой ставки в конце прошлого года банки были вынуждены пересматривать в сторону ужесточения условия своей работы с корпоративными клиентами и клиентами сегмента среднего и малого бизнеса. «Такая ситуация в итоге привела к сокращению всех видов кредитования бизнеса, проблемам с погашением кредитов по уже имеющимся программам, волне банкротств некоторых предприятий и компаний», – замечает Блинова.
На рост просроченной задолженности среди предприятий в первую очередь повлиял спад деловой активности, поясняет член президиума генсовета «Деловой России» Анна Нестерова. «Промышленное производство по результатам второго квартала 2015 года снизилось почти на 5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Следующие по значимости факторы – это резкое повышение ключевой ставки в конце прошлого года, ослабление национальной валюты и рост цен», – сообщает она.
Опрошенные эксперты замечают, что, судя по статистике, проблемы с просрочкой нарастают даже в тех секторах, которые, казалось бы, государство пытается поддерживать, особенно после объявленного курса на импортозамещение. Речь идет о сельском хозяйстве.
Несмотря на то что многие агропромышленные компании выиграли от продуктового эмбарго, большое число компаний сильно пострадало из-за трудностей с закупкой сырья и издержек, связанных с курсовыми колебаниями, говорит аналитик UFS IC Илья Балакирев. К тому же, замечает он, агропромышленные компании – это компании с длинным производственным циклом и относительно низкой маржой. «Посадили весной, собрали урожай осенью. Это не гибкий бизнес, в нем много рисков и практически отсутствует возможность получения неожиданных сверхдоходов. Рост ставок по кредитам больнее всего бьет именно по таким компаниям», – подчеркивает эксперт.
В ближайшие месяцы не стоит ждать улучшения ситуации в сфере кредитования, предупреждают банкиры. «Просрочка будет расти частично в скрытой форме – за счет реструктуризации, принятия залогов на баланс банков, списания. Мы не ожидаем разворота этого тренда ранее конца 2017 года», – говорит первый зампредправления Совкомбанка Сергей Хотимский.
Просроченная задолженность и дальше будет увеличиваться, однако рост не будет таким значительным, как с начала этого года, считает Анна Нестерова. По ее словам, бизнес все же начинает привыкать к новым условиям, в которых пытается выжить.