В Минпромторге похвалились, что яйца с апреля начали дешеветь. Фото Reuters
За год, прошедший с введения продовольственного эмбарго, цены на продукты питания в России стабилизировались и стали снижаться. Об этом вчера сообщили в Минпромторге. Правда, в качестве доказательства приводятся почему-то данные лишь за несколько месяцев – с апреля этого года. В итоге россияне узнали о существенном падении цен на овощи, яйца, сахар и т.д. Если же взять статистические сводки действительно за год, тогда падения цен не видно. Наоборот, рост иногда достигал нескольких десятков процентов.
Таковы хитрости интерпретации статистики: рассуждая об экономических тенденциях, чиновники нередко приводят только те данные, которые свидетельствуют пусть о краткосрочных, но позитивных изменениях.
На официальном сайте Минпромторга вчера появилась радостная весть: цены на продукты питания в России стабилизировались и снизились. Такой итог почти года действия в стране продовольственного эмбарго подвел вчера статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Правда, судя по обнародованным материалам, более подробные данные Евтухов дает уже не за год, а за последние несколько месяцев. «В частности, заместитель главы Минпромторга отметил, что с 1 апреля этого года рекордное снижение цен наблюдается на следующие категории товаров: огурцы (58,7%), томаты (41,3%), перец (24,2%), капуста (15%). Цены снижаются не только на сезонные фрукты и овощи: бананы стали дешевле на 19,9%, виноград – 7,8%, сыр – 7,6%, апельсины – 7%, яйца – 20%, рыба – 3,8%. Снижение наблюдается и в бакалейной группе. Так, мука пшеничная стала дешевле на 1,2%, крупа рисовая – 2,4%, крупа гречневая – 3,3%, сахар – 4,2%», – указано на официальном сайте министерства. Как именно менялись цены за более длительный период, уже не говорится.
Для восстановления полной картины можно зайти на сайт Росстата, который ранее опубликовал статистику по полугодию. Картина прямо противоположная тому, что сообщает Минпромторг. Например, яйца в июне этого года подорожали более чем на 17% к июню 2014-го, плодоовощная продукция за указанный период подорожала на 23%, крупа и бобовые – на 43%, сахар-песок – на 30%.
Если же сравнивать первое полугодие этого года с первым полугодием 2014-го, то рост цен был еще больше. Например, крупа и бобовые, а также сахар-песок при таком сравнении подорожали уже почти на 50%, яйца – на 24%, плодоовощная продукция – на 33%.
При этом, судя по статистике Росстата, если говорить о годовом выражении, то ни в одной из анализируемых групп продовольственных товаров цены в стране не снижались. Хоть какое-то падение цен можно было наблюдать только в сопоставлении «месяц к месяцу». В этом случае яйца подешевели в июне по сравнению с маем этого года на 5,4%, сахар-песок – на 1,6%, плодоовощная продукция – на 5%, крупа и бобовые – на 1,4%. Однако такие кратковременные и во многом сезонные колебания вряд ли свидетельствуют о долгосрочной тенденции падения цен на продукты.
Правительственные чиновники не первый раз делают удивительные выводы из данных статистики. Распространенная ситуация: в публичных выступлениях звучат точные цифры, которые действительно можно найти в официальных статистических отчетах. Однако сами эти сводки цитируются не совсем уместно: либо выбираются те из них, которые не отражают всей картины, либо те, которые публиковались ровно до того момента, когда началось заметное ухудшение ситуации.
В частности, сравнение «месяц к месяцу» иногда становится для чиновников поводом поговорить о первых признаках оживления в промышленности или о замедлении спада экономики. Правда, если анализировать динамику показателей за более продолжительный отрезок времени, тогда оживления уже не видно.
Так, в конце июня Минэкономразвития сообщило, что в мае с исключением сезонного фактора падение и российского ВВП, и промышленного производства замедлилось по отношению к апрелю. И одновременно с этим Минэкономразвития само же констатировало, что спад ВВП РФ в мае 2015-го в годовом выражении, то есть к маю 2014-го, ускорился.
Наконец, статистика, как выясняется, может подарить правительству повод и для разговора о демографических успехах, достигнутых впервые за последние десятилетия. В конце мая этого года премьер Дмитрий Медведев подвел в телеэфире промежуточные итоги деятельности правительства и главным успехом назвал улучшение демографической ситуации в стране. По его словам, за три года работы кабмина страна вышла на траекторию естественного прироста населения. «В прошлом году общее количество людей в нашей стране увеличилось на 33 тыс. человек», – пояснял премьер (см. «НГ» от 25.05.15).
Действительно, эти данные есть и у Росстата: в 2013 году естественный прирост (то есть соотношение числа родившихся и умерших) населения – около 23 тыс. человек, в 2014-м – 33,7 тыс. человек.
Однако при этом премьер тогда как будто не заметил свежих данных статистики по итогам первого квартала 2015 года, которые свидетельствовали, что население РФ резко сократилось: естественная убыль составила 52,5 тыс. человек. То есть один первый квартал почти полностью перечеркнул успешные результаты двух последних лет. По итогам января–мая естественная убыль составила почти 66 тыс. чел.
Стоит заметить, что и в успешные с демографической точки зрения годы по итогам января–мая соотношение родившихся и умерших тоже было отрицательным. То есть тоже была естественная убыль. Однако тогда население сокращалось совершенно другими темпами, в два раза медленнее, убыль составляла 35 тыс. чел.
«Статистические сводки зачастую становятся ярким примером того, что стакан воды бывает наполовину пуст или наполовину полон. Подобная ситуация допускает неоднозначную трактовку, позволяя манипулировать данными, – говорит начальник аналитического отдела компании «Солид» Олег Шагов. – Однако математическая статистика – это серьезная наука, которая позволяет делать обоснованные выводы, но ее нужно знать и уметь ею пользоваться».
«Недоверие к данным статистики прослеживается многие десятилетия, поскольку их интерпретация всегда зависит от цели комментатора, – поясняет замгендиректора «ФинЭкспертиза-капитал» Эмилия Сибирева. – В публичных заявлениях правительственных чиновников любые краткосрочные изменения выдаются за достижение «пика дна», начиная с первого квартала 2015 года. Хотя данные Росстата за полугодие подтвердили углубление рецессии во втором квартале, связанное с усилением спада как производства, так и спроса».
Как замечает эксперт, чиновники пока не комментировали данные Росстата за первое полугодие. Однако поводов для серьезного обсуждения последние сводки дают много: от существенного сокращения доходов и зарплат населения до серьезного падения промышленного производства и инвестиций в основной капитал.