Глава Минфина США Джейкоб Лью (слева) обещает помощь премьеру Украины Арсению Яценюку. Фото с сайта www.kmu.gov.ua
Вопреки ожиданиям Кремля Международный валютный фонд (МВФ) продолжит финансирование Украины даже в случае ее отказа от выплаты внешних долгов. Таким образом, Киев лишается всяких стимулов для переговоров и расчетов с иностранными кредиторами. Единственным условием для продолжения помощи Вашингтон считает проведение Киевом обещанных реформ. Такая политика США грозит России потерей не только 3 млрд долл. по еврооблигациям украинского правительства, но и около 30 млрд долл. долгов частных и государственных украинских компаний крупнейшим российским банкам.
«Правила МВФ не запрещают ему кредитовать страны, не выполняющие свои обязательства перед частными кредиторами, при условии, что страна продолжает обслуживать долги перед фондом. Так мы сможем двигаться», – заявил Bloomberg заместитель директора-распорядителя МВФ Дэвид Липтон. МВФ, по сути, дает Киеву карт-бланш на жесткую линию в отношении кредиторов, пишет Wall Street Journal. «Сигнализируя тем самым, что продолжит кредитовать Украину даже в случае замораживания платежей по долгам», – отмечает издание. В марте достижение соглашения с держателями облигаций указывалось МВФ в качестве одного из основных условий выделения Украине второго транша международной финансовой помощи. Однако позже глава Минфина Украины Наталья Яресько в интервью еженедельнику «Зеркало недели» заявляла, что достижение Украиной соглашения о реструктуризации еврооблигаций не является «необходимым условием» предоставления МВФ Украине очередных 1,7 млрд долл. помощи (см. «НГ» от 08.06.15).
По словам Липтона, МВФ исходит из того, что все страны – члены организации, включая и Россию, должны думать о том, как помочь Украине. В тот же день правительство США также заверило Киев в дальнейшей поддержке, даже в случае отказа от выплат по коммерческим кредитам. «Министр финансов США заверил в поддержке Украины в реализации программы МВФ, в том числе по реструктуризации коммерческих долгов», – сообщил Киев после встречи премьера Украины Арсения Яценюка с главой Минфина США Джейкобом Лью.
Аналогичную позицию озвучил и вице-президент США Джо Байден в своем программном докладе, представленном в конце мая в Институте Брукингса. В частности, он указывал, что Штаты поддержат украинские власти и политически, и финансово, и морально, если Киев будет придерживаться политики «четырех Д»: дерегулирование, дебюрократизация, деолигархизация и децентрализация. «До тех пор пока украинские власти будут придерживаться реформ, Соединенные Штаты поддержат их», – сформулировал Байден. Он также напомнил, что с момента начала кризиса США выделили Киеву свыше 470 млн долл. в качестве экономической помощи.
Как известно, Минфин Украины еще в марте направил кредиторам предложения, которые включают рассрочку выплат, снижение процентов и списание части основной суммы долга по облигациям, выпущенным на сумму более чем в 20 млрд долл. «Чтобы считать переговоры успешными, необходимо достичь трех целей. Уменьшение нагрузки на платежный баланс на 15,3 млрд долл. в течение последующих четырех лет – это первая цель. Вторая – чтобы долг не превышал 71% ВВП к 2020 году, третья – чтобы нагрузка по обслуживанию этого долга ежегодно, начиная с 2019 года, не превышала в среднем 10% ВВП», – разъясняла Наталья Яресько.
Замминистра финансов Сергей Сторчак ждет от Киева 3 млрд долларов. Фото Reuters |
Стоит напомнить, что по части кредитов Украина продолжает расплачиваться. Так, в мае Киев выплатил более 750 млн долл. по государственному и гарантированному долгу. Об этом сообщается на официальном сайте Национального банка Украины (НБУ). Общая же сумма государственного и гарантированного государством долга Украины, по данным НБУ, на 30 апреля 2015 года составила около 70 млрд долл.
Вместе с тем Киев заявляет, что не планирует возврата 3 млрд долл. России в декабре 2015 года. О том, что Украина относится к долгу перед Россией как к коммерческому, еще в апреле в интервью американскому телеканалу СNBC сообщила министр финансов Яресько. «В данный момент мы относимся ко всем евробондам одинаково. Мы считаем, что и к евробондам, купленным россиянами, надо подходить с позиций общего равенства», – подчеркнула она. Она также сообщала журналистам, что не владеет полной информацией о том, кто является конечным держателем выпущенных страной облигаций.
Москва же, в свою очередь, считает этот долг официальным, а конечный держатель украинских ценных бумаг лишь один – Россия. В понедельник это подтвердил замглавы Минфина РФ Сергей Сторчак. В Москве уверены, что правила МВФ запрещают кредитовать страны, которые не обслуживают долги перед официальными кредиторами. Статус долга крайне важен в этом вопросе, напомнил Сторчак.
«Мы слышим заявления ответственных лиц о том, что рассматривается возможность не платить, не возвращать кредиты, полученные прежним руководством страны. Но, как мы понимаем, здесь речь идет не о физических лицах, а о суверенных гарантиях самого украинского государства», – говорил в конце мая на совещании с правительством президент РФ Владимир Путин. Ранее представители МВФ сообщили, что пока не приняли окончательного решения - считать ли долг Украины перед Россией на 3 млрд долл. государственным или же частным.
Очень странно, что МВФ не может классифицировать долг Украины перед Россией, отмечают эксперты «НГ». «На текущий момент долг Украины перед РФ составляет почти 4 млрд долл. Данную сумму можно разбить на две категории: коммерческий долг перед банками России (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк) и государственный (долг по евробондам в 3 млрд долл.)», – напоминает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
Должник будет искать любые зацепки, чтобы отсрочить, реструктуризировать или вовсе не платить долг, говорит начальник управления операций компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. «И если российский долг выпадет из орбиты переговоров МВФ, будет намного сложнее добиваться его обслуживания. Тогда шансы на его погашение сильно упадут, поскольку перспективы взыскания денег с Украины в международном суде долгие и туманные», – уточняет он.
Неопределенность позиции МВФ по долгам перед РФ настораживает, считает Кокорева. «Если Украина решит не выплачивать долг ни банкам, ни Минфину РФ, фонд может поддержать действия страны и отнести всю сумму долга к коммерческому», – предполагает она. А раз Киев понимает, что МВФ готов закрыть глаза на новый закон и на долг перед Россией, стимула гасить его у них нет, замечает Кокорева. «В связи с этим в ближайшее время вряд ли стоит ожидать денег от украинских властей», – прогнозирует она. Не исключено, что Киев объявит технический дефолт, говорит аналитик компании «Финам» Антон Сороко. «И наибольшая вероятность отказа платить по обязательствам будет касаться российского долга», – указывает эксперт.
Если мы вернем в перспективе нескольких лет хотя бы часть этого долга, это будет большим достижением, рассуждает старший преподаватель Академии народного хозяйства и госслужбы Борис Пивовар. «А вот по долгам Украины перед Сбербанком, Газпромбанком, ВТБ и прочими частными российскими кредиторами ситуация печальнее. Скорее всего это уже будут невозвратные долги, и рано или поздно их придется списать», – считает он.
Напомним, что накануне противостояния на майдане президент Владимир Путин сообщил, что украинские заемщики в сумме должны российским банкам – Сбербанку, ВЭБу, ВТБ и Газпромбанку – около 30 млрд долл. Гарантированный украинским государством долг перед российскими банками на начало 2015 года состоял из 500 млн долл. долга перед Газпромбанком, 474,9 млн долл. – перед Сбербанком и 146,9 млн долл. – перед VTB Capital.