Дмитрий Медведев и его министры готовы обсуждать с гражданами план работы на ближайшие три года. Фото РИА Новости
Правительство РФ намерено обсудить с общественностью, как запустить к 2018 году «новую модель экономического развития». С этой целью Минэкономразвития обнародовало вчера проект Основных направлений деятельности правительства на ближайшие три года. Эксперты увидели в документе лишь декларацию о намерениях. Однако сами намерения воодушевляют. Ведь власти, похоже, планируют сформировать структурную повестку дня и наладить технологию принятия решений с участием гражданского общества. Правда, как отмечают наблюдатели, проекту предстоит обсуждение не только с общественностью, но и внутри самих властных структур, а значит, первоначальная версия может сильно измениться.
Кабинет Дмитрия Медведева определился с планом работы на ближайшую трехлетку. Вчера Минэкономразвития вынесло на общественное обсуждение проект Основных направлений деятельности правительства до 2018 года, документ можно найти на официальном сайте министерства.
Согласно проекту, правительство намерено запустить к 2018 году «новую модель экономического развития». Правда, судя по целевым показателям, на самом деле эта модель пока не предполагает чего-то принципиально нового. Речь идет лишь о попытке даже не преодолеть, а немного снизить сырьевую зависимость.
Так, один из параметров – в общем объеме экспорта доля несырьевых товаров должна вырасти к 2020 году до 45% – с 30% 2014 года. То есть по этому целевому показателю особых успехов предстоящей диверсификации экономики на самом деле незаметно. Создается впечатление, что структурные дисбалансы не исчезнут, а лишь немного уменьшатся.
Другой показатель – доля общего объема инвестиций в ВВП должна вырасти к указанному сроку до 22–24% – с 17,8%, которые ожидаются в 2015 году. В целом же к 2018 году экономика должна выйти на темпы роста не ниже среднемировых. Тут, стоит отметить, кабинет министров формирует свои цели в соответствии с теми задачами, которые сформировал президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию в прошлом году.
Правительство признает, что перед страной стоят серьезные вызовы, среди которых снижение глобального спроса на традиционные сырьевые ресурсы, геополитическое обострение, включая санкционное давление, снижение численности населения в трудоспособном возрасте (на фоне, как уточняется в документе, «общей стабилизации демографической ситуации»).
В списке нерешенных проблем – структурные дисбалансы, отставание от мировых темпов технологического развития, высокая доля присутствия в экономике государства и при этом низкая эффективность его участия.
Также среди проблем названа и низкая эффективность социальных расходов. «Высокая и растущая в последние годы доля текущих социальных расходов как в структуре бюджетных расходов, так и в структуре экономики в целом стала одним из факторов снижения уровня потенциальных темпов роста ВВП», – пишут правительственные чиновники. Судя по всему, здесь идет речь о бюджетных расходах прежде всего на увеличение зарплат бюджетников.
В правительственном проекте можно заметить и противоречия. Например, спустя 20 страниц после рассуждений о негативном влиянии соцрасходов на рост ВВП появляется абзац о планах правительства совершить бюджетный маневр и перераспределить финансовые ресурсы на развитие человеческого капитала.
В кабинете министров сообщают, что для запуска новой экономической модели требуются два условия: нужно обеспечить макроэкономическую стабильность с инфляцией 4% и бездефицитным бюджетом, а также высокое качество государственного управления, усовершенствовав в том числе судебную систему. «Требует совершенствования система судопроизводства, прежде всего в части повышения прозрачности судебной системы, усиления независимости судей при одновременном повышении их ответственности за неправосудность выносимых решений, минимизации воздействия на них представителей иных органов государственной власти, расширения возможности осуществления общественного контроля за деятельностью судов», – говорится в проекте.
Министры определились, чем будут заниматься до 2018 года. Фото Льва Исраеляна |
В опубликованных Основных направлениях деятельности правительства конкретики немного, замечают эксперты. Многим документ напоминает сборник лозунгов. «Декларация о намерениях» – так охарактеризовал документ руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.
По словам эксперта, некоторые целевые показатели в документе вызывают вопросы: «В 2016 году мировая экономика может выйти на 3,8% роста. Хотелось бы узнать конкретно, как мы будем дотягиваться до этого уровня». Если в правительстве действительно хотят догнать мировую экономику, тогда, как замечает Масленников, странным выглядит целевой показатель по инвестициям – всего немногим больше 20% ВВП. «Между этими целями возникает диссонанс», – замечает эксперт.
Впрочем, нынешняя правительственная декларация – это шаг в правильном направлении, считает Масленников. Особое воодушевление у эксперта вызывают намерения министров сформировать повестку дня структурных реформ, которая дополнит антикризисную программу правительства. Вдохновляют также планы чиновников наладить диалог со структурами гражданского общества, экспертным сообществом и обществом и бизнесом, внедрить технологию принятия решений, которая соответствует общемировым практикам.
В правительственном проекте, в частности, говорится, что нужно провести широкое обсуждение с привлечением институтов гражданского общества целесообразности повышения пенсионного возраста. Хорошо, что власти начинают понимать: прежде чем что-либо реформировать, нужно провести широкую и открытую дискуссию в рамках политического диалога. Однако первоначальную версию документа ждет обсуждение не только с общественностью, но и внутри самого правительства, а значит, как замечает Масленников, цели и способы их достижения могут быть изменены.
О размытости поставленных в проекте задач говорят и другие эксперты. «Не всегда понятно, что конкретно правительство собирается делать в том или ином направлении», – говорит директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС Александр Дерюгин. По его словам, в представленном виде Основные направления деятельности правительства – исключительно формальный документ.
Во-первых, он практически не содержит ссылок или привязки к другим документам стратегического планирования. Правительственные чиновники ссылаются чаще всего на указы президента от 7 мая 2012 года. «Вообще-то прежде всего у нас есть действующая концепция Социально-экономического развития до 2020 года. Насколько деятельность правительства будет направлена на реализацию поставленных в ней целей?» – рассуждает Дерюгин.
Во-вторых, документ не содержит никакого анализа достижения целей, которые ставились в аналогичных прошлых документах. «Например, у нас есть Основные направления деятельности правительства на период до 2018 года, утвержденные 31 января 2013 года. Как был выполнен этот план? И какие параметры в нем были вчера изменены и на каких основаниях? – спрашивает эксперт. – Например, первоначально объем инвестиций должен был вырасти до 27% ВВП к 2018 году. Теперь планируется лишь 22–24% ВВП. Почему изменился этот важный целевой показатель? Может быть, правительство делало что-то не так? Или это была ошибка прогнозов?» Без подобного разбора прошлых планов складывается впечатление, что правительство не несет никакой ответственности за свои декларации.