Первый вице-премьер Игорь Шувалов знает об удивительных перспективах отечественных экспортеров. Фото Станислава Красильникова/ ТАСС
Скоро инфляция чудесным образом снизится, реальный сектор стабилизируется вслед за финансовым, а спустя 40 лет российская экономика настолько укрепится, что станет совершенно неузнаваемой. О таких будущих успехах говорили вчера правительственные чиновники и представители регулятора на съезде Ассоциации российских банков и на пленарном заседании стартовавшей в Москве четырехдневной Апрельской международной конференции Высшей школы экономики.
Меры, принятые денежными властями, дали результат, сообщил глава Минфина Антон Силуанов на вчерашнем съезде Ассоциации российских банков. «Со стабилизацией финансового сектора пойдет и стабилизация реального сектора экономики», – ожидает министр.
Одним из признаков улучшения ситуации станет существенное замедление роста цен, которое, если верить Силуанову, россияне увидят уже в этом году. «В марте инфляция стала ниже, чем в марте прошлого года. Мы считаем, что в этом году мы сможем выйти на показатели инфляции ниже 12%», – цитирует министра ТАСС.
Регулятор тоже ждет быстрого снижения инфляции. Как сказала вчера глава Центробанка (ЦБ) Эльвира Набиуллина, «мы рассчитываем выйти в марте следующего года – через год – на инфляцию в 9%». Также регулятор считает реалистичным достижение среднесрочной цели – инфляции около 4% в 2017 году. Прошлогоднее ускорение инфляции глава ЦБ объяснила подстройкой цен к изменившимся условиям. Но эта адаптация, по словам Набиуллиной, «носит ограниченный во времени характер».
В Центробанке даже заговорили о возможном снижении ключевой ставки. Ближайшее заседание совета директоров запланировано на 30 апреля. «Мы сейчас прогнозируем снижение инфляции, в том числе снижение инфляционных ожиданий, которые, на наш взгляд, позволят принимать решения о постепенном снижении ставки. Когда, на сколько – будет решать совет директоров», – пояснила Набиуллина.
Очевидно, что представители финансовых властей попытались настроить участников рынка на позитивный лад. Правда, достаточно всего одной статистической сводки, чтобы поставить этот оптимизм под сомнение. Например, официальная статистика не отразила случившегося в марте замедления годовой инфляции. Как сообщил в понедельник Росстат, за март 2015-го потребительские цены в стране выросли на 1,2%, с начала года – рост на 7,4%. В марте 2015-го по отношению к марту 2014-го инфляция разогналась почти до 17%. Для сравнения: за март 2014 года цены росли на 1%, за первые три месяца 2014-го – на 2,3%. В марте 2014-го к марту 2013-го рост цен был 7%.
В годовом выражении инфляция ускоряется, а вовсе не замедляется. Буквально месяц назад годовой рост цен составлял 16,7%, два месяца назад – 15%. Единственное замедление, о котором действительно можно говорить, – это в месячном выражении: если за март текущего года цены выросли на 1,2%, то за февраль они росли на 2,2%, а за январь – почти на 4%.
Еще более светлые, но и более отдаленные перспективы для страны обрисовал вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов на стартовавшей в Москве Апрельской международной конференции Высшей школы экономики. В течение нескольких десятилетий Россию ждет экономическое укрепление. «Считаю, что 40 лет и приблизительно предстоящее 10-летие – это срок, в течение которого мы должны укрепить свои институты, стать совершенно другой экономикой со значительно большим по сравнению с сегодняшним днем параметром среднего класса и другим средним и малым бизнесом», – сказал Шувалов.
Свой оптимизм Шувалов связывает, например, с тем, что в стране «не сбываются самые жесткие сценарии по безработице». Кроме того, первый вице-премьер пообещал участникам рынка постепенную либерализацию экономики. По его словам, курс на либерализацию будет учтен в Основных направлениях деятельности правительства.
Еще одна новость: в скором времени правительство запустит механизм поддержки экспорта, в первую очередь несырьевого. «Это будет отдельный институт – с бюджетными средствами и с пониманием того, что мы будем все уровни власти вовлекать для того, чтобы экспорт поддерживать», – пояснил Шувалов. Он также попытался вчера удивить участников конференции. «А вы знаете, что у нас, например, есть предприятие, которое производит обувь и продает ее в страны Европейского союза?.. И еще много чего у нас есть, о чем мы даже с вами не знаем», – сообщил первый вице-премьер.
Однако обещание светлого будущего, которое наступит даже не к 2020 году, прописанному в большинстве долгосрочных стратегий страны, а через 10–40 лет, скорее настораживает, чем воодушевляет. Получается, в ближайшие несколько лет существенных улучшений в российской экономике не произойдет, раз в правительстве счет идет уже на несколько 10-летий вперед.
Опрошенные эксперты считают, что обещания будущих успехов нельзя назвать абсолютно беспочвенными, однако их можно назвать чересчур оптимистичными. «Определенных улучшений меры ЦБ и правительства, конечно, достигли: в короткие сроки и вполне успешно был пройден инфляционный шок, курс стабилизировался в коридоре 55–60 руб. за доллар, спад ВВП пока не превышает 2% в годовом выражении, безработица остается на приемлемом уровне, – говорит аналитик компании TeleTrade Александр Егоров. – Однако ситуация, например, в сфере инвестиций близка к катастрофической». Эксперт ожидает, что в этом году спад инвестиций в основной капитал составит как минимум 10%. «Именно проблемы с инвестициями станут главным тормозом роста экономики в ближайшие два года», – предупреждает он.
Эксперты по-разному отнеслись к попыткам властей словами воздействовать на экономические невзгоды. Некоторые аналитики уверены, что такие «словесные интервенции» полезны. Ведь участники рынка могут расценить их как признак того, что у правительства есть четкий план действий. «Сейчас привлечение внимания к российской экономике, к тому, как она противостоит санкционному бремени, позволило повысить активность иностранного капитала по покупке российских активов», – говорит директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева.
Но есть и скептики, которые, наоборот, предупреждают, что участники рынка могут еще больше засомневаться в способности властей преодолеть кризис. «По заявлениям разных представителей финансовых ведомств складывается впечатление, что в правительстве как раз нет четкого видения, как выводить страну из кризиса. Прогнозы и ожидания очень разнятся», – замечает аналитик «Альпари» Анна Кокорева. При этом чиновники все больше говорят о перспективах, нежели о проделанной работе. «Безусловно, одна из задач публичных представителей власти – не сеять панику среди населения, а, наоборот, выражать и поддерживать оптимизм. Но рано или поздно отчитаться о проделанной работе придется, – говорит Кокорева. – И возможно, намеченные планы по спасению экономики реализуются не так быстро, как хотелось бы».