Простые и недорогие продукты иногда становятся предметом ажиотажа. Фото Reuters
Вчера социологи рассказали, как россияне реагируют на экономические невзгоды 2014 года. Сейчас в два раза больше потребителей, чем в относительно благополучном 2012 году, вынуждены экономить на еде и в два раза меньше граждан считают, что зарабатывают достаточно для того, чтобы позволить себе «лишние» траты. Социологи одновременно с этим отметили необычную тенденцию: снизилась доля тех, кто готов экономить на одежде и крупных покупках. Возможно, это объясняется желанием населения срочно запастись дорогими товарами, пока они из-за валютных колебаний не стали еще дороже.
Почти 20% россиян вынуждены ради экономии отказываться от некоторых продуктов питания. Такие данные вчера привел в своем исследовании холдинг «Ромир», опросивший в октябре 1500 респондентов.
В аналогичном опросе 2012 года эта цифра была в два раза меньше, отмечают исследователи.
В «Ромире» поясняют, что стагнация в потреблении, в том числе продуктов питания, началась год назад. «Если с 2008 года мы наблюдали постоянный рост, то со второй половины 2013 года ситуация на рынках повседневных покупок развернулась ровно в противоположную сторону. Имеет место небольшое, на 2–4%, снижение объемов потребления различных продуктов питания и переключение на более экономичные продукты и категории: с говядины на свинину, со свинины – на птицу. Также граждане чаще пытаются покупать товары со скидкой», – рассказали вчера «НГ» эксперты холдинга. По их словам, в настоящее время стоит говорить скорее об изменении стиля покупок, чем о снижении объемов потребления или отказе от товаров.
Одновременно с этим в два раза снизилась доля граждан, которые считают, что они достаточно зарабатывают и поэтому могут себе позволить лишние траты. Сейчас свои заработки считают достаточными 7% опрошенных граждан против 15% в 2012 году. Наконец, примерно в полтора раза больше граждан сейчас (32% респондентов против 20% в 2012 году) говорят, что они вынуждены перераспределять семейный бюджет в пользу более насущных трат – на еду, на товары первой необходимости и т.п.
Некоторые опрошенные эксперты считают, что причина такой экономии не только в падении рубля, но и в российских антисанкциях. Как говорит директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, эффект экономии мог возникнуть в том числе потому, что более дорогие импортные продукты попали в список запрещенных и россияне поневоле заменяют их более дешевыми аналогами.
«Население обычно тяжело расстается с привычными продуктами питания. Чтобы это произошло, рост цен и падение уровня жизни должны быть более существенными, чем мы видим сейчас. Пока трудно утверждать, что граждане именно из-за роста цен перешли на более дешевые продукты, обычно это происходит чуть позже», – говорит эксперт. По мнению Овчаровой, сейчас в первую очередь будут сокращаться расходы на культуру, отдых, товары длительного пользования, тем более что население активно приобретало их на протяжении осени. «Когда экономия коснется еды, сначала будет снижаться потребление того, что называется неполезными продуктами питания: например, конфет, кондитерских изделий, алкогольных напитков, копченого мяса», – добавляет Овчарова.
Отметим, что хотя число граждан, сокращающих расходы на питание, за последние два года выросло вдвое, тех, кто готов меньше тратить на одежду и крупные покупки, сейчас, как ни странно, наоборот, стало меньше. Опрос показал, что в октябре этого года от обновления гардероба были готовы отказаться 17% респондентов против 23% в 2012 году, а от крупных покупок – 19% опрошенных против 27% в позапрошлом году.
Возможно, такая решимость тратить деньги на, казалось бы, не самые необходимые вещи в условиях, когда не хватает на еду, связана со стремлением успеть запастись товарами длительного пользования, пока поставщики распродают складские запасы по старым ценам.