Бывший замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач не видит причин для прекращения роста цен. Фото Андрея Епихина/ТАСС
Зимой россиян ждет новый скачок цен на продукты, вызванный продовольственным эмбарго. Об этом вчера предупредили специалисты агентства Standard&Poor’s (S&P). Сейчас инфляция в России превышает 8% год к году. Вчера зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач, который ранее отвечал в правительстве за макропрогнозы, предсказал безостановочный рост цен по крайней мере до весны 2015 года.
Продовольственное эмбарго привело к неожиданному изъятию значительной доли сельхозпродуктов с рынка. Это стало шоком со стороны предложения – говорят специалисты S&P. Негативный эффект эмбарго может быть лишь частично смягчен увеличением объема внутреннего производства и импорта из стран, не применивших против РФ санкций.
«Российским компаниям потребуется некоторое время для заключения контрактов с альтернативными поставщиками, а у аграрного сектора нет достаточных свободных мощностей для быстрого реагирования на возникающие возможности», – указывают авторы обзора S&P.
Другими словами, всплеск продуктовой инфляции, который мы наблюдали в конце лета и начале осени, – далеко не последний. «Мы прогнозируем резкий рост цен на продукты питания в ближайшие месяцы, особенно зимой», – говорится в обзоре S&P.
По данным агентства, на запрещенное продовольствие – мясо, рыбу, молоко, овощи и фрукты – приходится почти две трети потребления продуктов питания в РФ и около 19% общих потребительских расходов.
Ссылаясь на данные Росстата, авторы обзора сообщают о высокой зависимости России от импорта продовольствия. В первом полугодии 2013 года было импортировано около 60% говядины, 30% свинины, 50% сыров. Зависимость от импортных поставок птицы меньше – 12%. И именно Евросоюз был важным экспортером сельхозпродукции в РФ.
В короткие сроки весь «выпавший» импорт не заменить при всем желании. Еще один фактор ускорения продовольственных цен – ослабление рубля, из-за которого даже альтернативные поставки из других стран не сделают продукты питания для граждан доступнее.
Тем не менее, несмотря на ожидаемый зимний скачок цен, аналитики S&P прогнозируют по итогам 2014 года даже некоторое замедление инфляции в РФ – до 7,5%. Хотя, напомним, по состоянию на конец сентября инфляция уже превысила 8% год к году. Об этом говорил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. А по сентябрьским данным Росстата, продуктовая инфляция превысила 11% год к году.
«Несколько факторов оказывают понижающее давление на инфляцию: ослабление экономики, замедление темпов роста денежного предложения и хороший урожай в 2014 году. Эти факторы должны смягчить влияние резкого сокращения предложения продовольственных товаров», – считают аналитики S&P.
Зампред ВЭБа Андрей Клепач вчера сообщил журналистам свой прогноз. По его словам, по итогам 2014 года инфляция в России ускорится до 8,4–8,5%. Замедления роста цен, по его мнению, можно ожидать лишь к весне 2015-го, передает РИА Новости.
Фрукты зимой окажутся в лидерах подорожания.
Фото Reuters |
Опрошенные «НГ» эксперты согласились с выводом аналитиков S&P, что этой зимой случится новый ценовой скачок. «Наиболее очевидным подтверждением тому служит тот факт, что, несмотря на относительно высокую урожайность, в августе-сентябре вместо традиционной для этого периода дефляции, то есть снижения цен, наблюдается удорожание продуктов, – описывает ситуацию директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева. – Гадать, что подорожает к зиме в первую очередь, не приходится. Лидеры роста обозначились уже в августе-сентябре: мясо птицы, фрукты, рыба, свинина».
«Значительная доля продуктов питания на российских прилавках – это импорт. Некоторые виды продуктов вообще в РФ не производятся или производимого объема недостаточно», – поясняет руководитель департамента компании «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов. Поэтому хороший урожай зерновых не защитит страну от продуктовой инфляции.
Главный аналитик компании UFS IC Алексей Козлов полагает, что темпы роста цен на отдельные виды продукции будут сопоставимы с темпом удешевления рубля. «За последний месяц рубль подешевел к доллару на 8%, отсюда можно предположить, что стоимость некоторых продуктов повысится на 5–10%. Если, конечно, поставщики и продавцы не попытаются воспользоваться ситуацией для увеличения собственных доходов», – добавляет он.
Эксперты по-разному оценивают вклад продуктового эмбарго в ускорение инфляции. «При наиболее негативных сценариях, которые подразумевают определенные трудности с замещением, дополнительный вклад в инфляцию составит около 1,5–2 процентных пункта», – говорит аналитик компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Ситуация с ценами внутри отдельных товарных групп будет зависеть от того, насколько эти товарные группы связаны с импортом. В отдельных узких сегментах дополнительный рост цен может достигать 10–15%, уточняет Клягин. И одновременно с этим в других товарных группах всплеска цен может вовсе не произойти. Но в любом случае негативный эффект от продуктового эмбарго носит все же временный характер, надеется Клягин.
При этом многие эксперты указывают, что надежды на скорое возрождение и расширение отечественного сельхозпроизводства могут не оправдаться. «Пока российский производитель аналогов запрещенных к ввозу товаров получил возможность извлечения сверхприбыли», – считает аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков.
Отечественные производители могут и не нарастить инвестиции в расширение мощностей – ведь уже через год, если ничего, конечно, не изменится, продуктовое эмбарго могут отменить. Для наращивания инвестиций пока нет объективных оснований. Так по крайней мере могут рассуждать некоторые производители. «В этом случае потери потребителя от роста цен не будут компенсированы дальнейшим увеличением производства даже частично, – обращает внимание Ермаков. – Ценообразование станет характерным для монополистического рынка».
Импорт из других стран, включая серый, будет дорожать, вслед за импортом подтянут цены отечественные производители. Все это, как говорит эксперт, приведет к абсолютному сокращению объемов потребления товаров со стороны населения.