Вице-премьер Дмитрий Козак считает, что ответы на антироссийские санкции должны быть полезными для экономики РФ. Фото РИА Новости
Вопреки первоначальной воинственной реакции Россия все же решила не отвечать на усиление экономических санкций со стороны Евросоюза и США. Об этом в прошлую субботу объявили вице-премьеры Аркадий Дворкович и Дмитрий Козак. Причины фактического выхода РФ из санкционной войны эксперты объясняют по-разному. Эмбарго на импорт продовольствия был явной ошибкой, и поэтому Москва решила не повторять подобные запреты, считают одни. Другие же эксперты объясняют отказ России от эскалации санкций успехом мирных инициатив на востоке Украины.
«Новые антироссийские санкции не останутся без должной реакции с нашей стороны», – объявил российский МИД сразу после решения Евросоюза об ужесточении ограничений для РФ из-за украинского кризиса. Еще неделю назад помощник президента Андрей Белоусов заявлял, что «вторая волна» ответных мер России на западные санкции может включить ограничения на импорт автомобилей, одежды, продуктов деревообработки и на ряд финансовых услуг. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев добавил к этому, что новые российские антисанкции могут включать запрет на импорт холодильников и продукции нефтехимии. Накануне этих заялений премьер Дмитрий Медведев грозил Западу запретом транзитных полетов через российское воздушное пространство.
Сегодня же такой угрожающей риторики от российских чиновников не слышно. Напротив, они убеждают, что нового раунда антисанкций со стороны России ждать не следует. Вопрос о введении ответных мер на санкции Запада в правительстве РФ сейчас не обсуждается, это не приоритет, сообщил в прошлую субботу вице-премьер Аркадий Дворкович. Другой вице-премьер, Дмитрий Козак, который находится под персональными санкциями, также объявил в субботу, что РФ не собирается вводить ответные меры на западные санкции.
Рост цен на продовольствие граждане объясняют
запретами на его импорт. Фото Reuters |
«Мы не сторонники таких мер. Это крайняя мера, она применяется только в том случае, если поддерживает экономику нашей страны. В настоящее время никаких таких согласованных действий нет», – цитирует РИА Новости Дмитрия Козака.
Почему же вопреки собственным обещаниям Россия отказалась от наращивания ответного давления на Запад? Ведь по теории конфликтов противник должен знать о возможной эскалации ответных мер. А объявлять оппоненту, что его действия останутся без ответа, – не следует.
Эксперты объясняют отказ России от эскалации санкций неудачным опытом продуктового эмбарго, которые было объявлено президентом Владимиром Путиным 6 августа 2014 года.
«Запрет на импорт продовольствия из Европы и США оказался для России более чувствительным ударом, чем для ее торговых партнеров. Под эмбарго подпали товары, на долю которых приходилось около 20% всего продовольственного рынка РФ. А для запада российское эмбарго оказалось менее болезненным, ведь оно затронуло лишь 1% процента совокупного экспорта ЕС и США», – объясняет директор Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Алексей Арбатов. Заявления российских чиновников о безболезненности для РФ продовольственного эмбарго выглядят неубедительно, считает Арбатов.
«Административное решение, которое сократило предложение на рынке продовольствия на десятки процентов, не могло не вызвать дефицита или скачка цен», – говорит эксперт.
При нынешнем состоянии отечественной экономики очень трудно найти вариант антисанкций, который был бы для нее безопасен, считает Арбатов. «Так, запрет транзитных полетов над Россией обернется для иностранцев небольшим удорожанием их авиаперевозок. А для нас ответный запрет полетов в Европу, США и на Дальний Восток может поставить на грань банкротства «Аэрофлот» – крупнейшего национального авиаперевозчика», – говорит эксперт. «Чтобы участвовать в санкционной войне, нужно иметь по крайней мере сопоставимые экономические показатели», – считает Алексей Арбатов.
Но есть и другое объяснение причин выхода РФ из санкционного противостояния: продовольственное эмбарго было правильным решением, а наращивать ответные санкции в условиях дипломатического процесса поиска выхода из украинского кризиса явно не следует. «Первый раунд наших ответных санкций существенно навредил европейским производителям. Они потеряли огромные ниши на российском продовольственном рынке, которые теперь займут другие поставщики. Кроме того, Россия вполне определенно заявила о возможном наращивании контрсанкций, и эти угрозы никто не отменял», – говорит президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов.