Спикер Госдумы Сергей Нарышкин, премьер Дмитрий Медведев и президент Владимир Путин обсуждают конкурентоспособность отечественного бизнеса на заседании Государственного совета. Фото с официального сайта президента РФ
Введя против России санкции, западные страны отступили от норм ВТО, приняли политизированное решение, не беря в расчет последствия для мировой экономики. Об этом вчера заявил президент Владимир Путин на заседании Госсовета. «Бог им судья», – добавил президент. Иное дело – российские власти, которые, как не раз подчеркивал Путин, хотят своими контрмерами помочь отечественным производителям. Но одних контрмер для оживления реального сектора мало, признал Путин. Нужно еще снизить ставки по кредитам для предприятий. Правда, в самом правительстве некоторые министры считают, что у России нет продуманного безвредного для экономики РФ ответа на новые санкции Запада.
Страна должна в ближайшие 1,5–2 года совершить рывок в повышении конкурентоспособности реального сектора.
Такой ориентир назвал вчера Владимир Путин на заседании Госсовета. В обозначенный срок властям надо будет проделать работу, на выполнение которой ранее потребовались бы годы, уточнил президент: «Речь идет о формировании такой экономической политики, такой стратегии, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть ориентированы на развитие реального сектора».
Ключевое условие развития реального сектора – снижение процентных ставок по кредитам для предприятий. Правительство должно обеспечить доступность кредитов, сказал вчера Путин. Но также необходимо развивать инфраструктуру и улучшать подготовку квалифицированных кадров.
Наконец, многое будет зависеть от налоговой политики государства. «Любые действия в налоговой сфере должны быть понятными, прозрачными, транспарентными. Вся наша налоговая политика должна ориентироваться на потребности экономики. Все должно просчитываться в планах развития конкретных предприятий, нужно проявлять аккуратность и стабильность, к чему и будем стремиться», – уверил президент.
Все это – ответ на санкции Запада, который, как следует из объяснений Путина, куда больше навредил себе, чем России. «Введенные против России ограничения – не что иное, как отказ от базовых принципов ВТО. Нарушается принцип равенства условий доступа всех стран к рынкам товаров и услуг. Игнорируется режим наибольшего благоприятствования в торговле и принцип справедливой и свободной конкуренции», – пояснил президент. Западные страны приняли политизированное решение, не беря в расчет его экономические последствия.
«Бог им судья, это их решение. Но мы прежде всего при принятии ответных защитных мер думаем о своих интересах, о задачах развития, о защите своих товаропроизводителей и своих рынков от недобросовестной конкуренции», – добавил Путин.
Однако в самом правительстве, похоже, далеко не все министры верят, что Россия может без вреда для себя ответить на новые санкции Запада. «Проработанных решений нет», – сказал вчера глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в кулуарах Госсовета, передает Reuters.
Хотя, напомним, менее недели назад помощник президента Андрей Белоусов уверял, что у властей существует продуманный план ответных действий. «Он был разработан еще как только мы узнали или почувствовали, что санкции возможны», – говорил Белоусов в интервью «Вести в субботу». Более того, по его словам, этот план включает в себя как самые жесткие меры, так и мягкие – и все эти меры так же секретны, как и «оперативные планы Генштаба по случаю войны». Либо Улюкаева не посвятили в секретный и продуманный план, либо он не увидел в нем убедительных контрмер.
Правда, на самом заседании Госсовета Улюкаев вчера предпочел об этом не говорить. Наоборот, он рассказал, что Россия должна, отвечая на санкции, стать не обороняющейся стороной, а наступающей. «Санкции обращены именно к тем секторам российской экономики, которые занимают внушительные позиции на мировых рынках и имеют хороший потенциал развития. Это газовая промышленность, нефтянка, химия, нефтехимия, это оборонно-промышленный комплекс, финансовая и банковская индустрия», – перечислил министр. Именно этим секторам надо обеспечить специальные меры поддержки, которые будут направлены не просто на импортозамещение, но и на то, чтобы страна смогла занять достойное место на мировом рынке, предоставив ему конкурентоспособные технологии в этих сферах.
Критические для российской экономики импортные технологии сейчас – это электронно-компонентная база, наукоемкое станкостроение, оборудование для нефтегазового комплекса, производство катализаторов для химии и нефтехимии, перечислил министр.
Как ожидалось, на вчерашнем Госсовете Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) должен был представить президенту свою позицию по поводу домашнего ареста главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Правда, как уточнял глава РСПП Александр Шохин, это будет сделано только в том случае, если президент сам поднимет тему.
В конце дня стало известно, что обращение РСПП по поводу ареста Евтушенкова передано президенту через фельдъегерскую связь. «Я посоветовался с товарищами, они сказали, что это лучше, чем личное обращение», – пояснил Шохин.
Точно так же вне заседания Госсовета прозвучало вчера мнение Улюкаева, что «ситуация с домашним арестом Владимира Евтушенкова, безусловно, отражается на инвестиционном климате». «Понятно, что подозрения в том, что имеется некоторая экономическая мотивация при уголовном преследовании бизнесмена, усложняют принятие решений для инвесторов», – цитирует министра «Прайм».