Фото с официального сайта Минобороны России
Волгоградская оборонка готовится к выполнению нового госзаказа в сфере ракетостроения и поставкам боевой техники для Воздушно-десантных войск (ВДВ). В связи с этим начато слияние ОАО «ПО «Баррикады» и ЦКБ «Титан» – двух ведущих предприятий военно-промышленного комплекса в регионе, а также наращиваются объемы производства на Волгоградском тракторном заводе (ВТЗ). Модернизация волгоградского ВПК должна привлечь в регион десятки миллиардов рублей.
В Волгограде начата процедура слияния ОАО «ПО «Баррикады», входящего в ОАО «Корпорация «МИТ» Федерального космического агентства (Роскосмос), с Центральным конструкторским бюро (ЦКБ) «Титан». В советское время оба предприятия, специализирующиеся на разработке ракетно-артиллерийских систем, были единым целом. В 90-е годы с началом экономического кризиса и снижением оборонных расходов «Баррикады» и «Титан» пытались выживать по отдельности. Хотя оборонщикам и пришлось пойти на значительные сокращения кадров и производства, тем не менее, по словам специалистов, знакомых с проблемой, в целом научно-конструкторский и производственный потенциал удалось сохранить до момента очередного внимания государства к ВПК.
Как стало известно «НГ», еще в марте с.г. правительство РФ согласилось с предложением Роскосмоса и корпорации «Московский институт теплотехники» (МИТ) о реорганизации «Титана» и «Баррикад» через их слияние. В июле акционеры обеих оборонных структур дали согласие на эту процедуру, которая, по имеющейся информации, завершится до конца 2014 года.
«На практике слияние выглядит как поглощение «Баррикад» «Титаном», – прокомментировал «НГ» ситуацию информированный источник. – По утвержденной в Москве новой схеме управления единым оборонным комплексом его гендиректором становится нынешний гендиректор и генеральный конструктор ЦКБ «Титан» Виктор Шурыгин. Гендиректор ОАО «ПО «Баррикады» Вячеслав Алабушев утвержден в должности заместителя Шурыгина».
По словам собеседника «НГ», хотя Шурыгин и Алабушев являются коллегами и признанными авторитетами в области конструирования ракетно-артиллерийских систем, отношения между ними были далеки от идеальных. «Говорят, что сначала Шурыгин вообще не видел Алабушева в руководстве объединенного оборонного предприятия. И понадобилось вмешательство Дмитрия Рогозина, чтобы убедить главу «Титана» в необходимости сделать своим новым первым заместителем Алабушева», – рассказал собеседник «НГ».
Гендиректор ЦКБ «Титан» Виктор Шурыгин является генеральным конструктором пусковых установок и другого наземного оборудования ракетных комплексов «Тополь-М», «Искандер-М», «Ярс». За участие в создании ракетного комплекса «Ярс» Шурыгин в 2013 году был удостоен Госпремии РФ в области науки и технологий. Гендиректор ОАО «ПО «Баррикады» Вячеслав Алабушев принимал участие в разработке и постановке на серийное производство ракетных систем «Тополь», «Ока» и «Сфера». Возглавляемое им предприятие является разработчиком и изготовителем артиллерийских орудий среднего и крупного калибров, ракетных комплексов тактического и стратегического назначений, корабельных зенитно-ракетных комплексов и атомного энергетического оборудования. На одной из «баррикадских» площадок происходит сборка ракетных систем «Искандер-М».
Опрошенные «НГ» эксперты отмечают, что слияние «Титана» и «Баррикад» следует расценивать как подготовку этих предприятий к реализации нового масштабного госзаказа. «Учитывая специфику этих оборонных организаций, речь может идти о разработке новых образцов ракетной техники, а также артиллерийских систем», – предположил один из собеседников «НГ». По имеющейся информации, новому объединенному военному предприятию предстоит освоить десятки миллиардов рублей.
Как сообщила пресс-служба областного правительства, комментируя слияние двух оборонных предприятий, «сегодня ЦКБ «Титан» и ПО «Баррикады» являются активными участниками государственной программы вооружений до 2020 года»: «Объединение оборонных гигантов не предполагает сокращения коллектива, напротив, увеличение объемов производства предусматривает создание новых рабочих мест». По официальным данным, сегодня только на «Баррикадах» работает более 4 тыс. человек, это предприятие «находится на этапе роста», оно обеспечено гособоронзаказом на ближайшие несколько лет, а по итогам 2013 года объем выпуска продукции увеличился в 4,5 раза.
К выполнению еще одного крупного военного заказа готовятся сегодня на Волгоградском тракторном заводе. В ближайшие 10 лет тракторостроителям предстоит поставить для ВДВ России продукции на 100 млрд руб. Речь идет о боевых машинах десанта (БМД) последнего поколения, а также о БМД-2, которые уже выпускает ВТЗ. По официальной информации, благодаря гособоронзаказу уже в 2014 году ВТЗ более чем в три раза увеличит объемы выпуска – до 4,1 млрд руб. «Дальше производство будет только наращиваться. Это позволит создать новые рабочие места и повысить зарплаты коллективу», – заявил врио волгоградского губернатора, полковник ВДВ Андрей Бочаров на недавней встрече с трудовым коллективом завода.
По информации «НГ», военный заказ потребует создания на ВТЗ около 2 тыс. новых рабочих мест, а также модернизации существующего производства. Только на 2014 год на эти цели запланировано израсходовать 600 млн руб. Представители региональных властей заговорили о реальности для ВТЗ перспектив выхода по объемам выпускаемой продукции на советский уровень.
В рамках подготовки к выполнению нового военного заказа предполагается также кооперация ВТЗ с Волгоградским судостроительным заводом, который в настоящее время простаивает. «Таким образом, крупный заказ для ВДВ России может радикально изменить в лучшую сторону ситуацию сразу на двух крупных волгоградских заводах», – прокомментировал ситуацию политолог Илья Гращенков.
Волгоград