Фото с официального сайта ГП "НАЭК "Энергоатом"
Украинская НАЭК «Энергоатом» продлила контракт до 2020 года с компанией Westinghouse (США) на поставку ядерного топлива на Южно-Украинскую АЭС. Об этом сообщается в пресс-релизе компании Westinghouse. Это подтверждает ранее сделанное заявление министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Продана.
Судя по всему, проблема диверсификации поставок топлива для украинских АЭС не дает покоя новому руководству энергетической отрасли страны. Но одно дело газовые споры, а другое – атомные станции. Ведь не за горами 28-я годовщина чернобыльской катастрофы, что в Украине должны бы помнить лучше, чем где-либо еще. В результате крупнейшей в истории атомной энергетики катастрофы оказались заражены в той или иной степени продуктами ядерного распада обширные территории в России, Украине, Белоруссии и ряде европейских государств. Скорее всего именно это обстоятельство побудило главу ГК «Росатом» Сергея Кириенко выступить с предупреждением на открытии IX Международного форума-диалога «Атомная энергия, общество, безопасность». Американско-японский холдинг Westinghouse изготовил топливо под дизайн российских станций. Понятно, что это конкурентный подход и борьба за рынки сбыта. В свою очередь, и Росатом пытается выйти на новые рынки сбыта – производство топлива для реакторов европейского дизайна (PWR), где со своим топливом доминируют другие корпорации, тот же Westinghouse. Как заявил генеральный директор Росатома, это нормальное явление. «Мы исходим из того, что это безусловное право каждой компании самой принимать решение, у кого она покупает топливо, – сообщил Кириенко на форуме, – поэтому мы с уважением относимся к любому нашему партнеру в мире и всегда побеждали в открытых и честных тендерах, а не использовали политические инструменты для продвижения своей продукции. Тем не менее за вопросом топлива Westinghouse в Украине мы, конечно, следим».
Почему это происходит? Для Кириенко имеются два момента, которые вызывают у него определенные опасения. Он подчеркнул в своем выступлении на форуме, что это не проблема конкуренции. Дословно он сказал: «Мы к нормальной конкуренции относимся крайне позитивно, совершенно нормально то, что Westinghouse пытается зайти на рынок реакторов российского дизайна. Мы, естественно, не остаемся в долгу – заходим на рынок реакторов PWR, использующих топливо 17х17, предлагая операторам атомных станций собственную сборку ТВС-Квадрат, но просто мы заходим на этот рынок уже примерно восемь лет, все по графику, у нас нет ни одного сбоя. В ближайшее время мы приступим к загрузке первых опытных кассет. А в реальности выйти на поставки сможем от начала работы через 10–12 лет. Это нормально, любая уважающая себя страна так делает».
Приоритетное требование к атомной энергетике – безопасность, в том числе безопасность эксплуатации ядерного топлива, которое работает в реакторах. Другими словами, все необходимо обосновать и проверить. «Но главное – доказать, что предлагаемая продукция (а в данном случае это топливо, представляющее собой довольно сложную инженерную конструкцию) может безопасно работать, поэтому до той поры, пока вы все не обоснуете, не проверите, не докажете работоспособность, – подчеркнул глава Росатома, – вам никто не даст совершать коммерческую загрузку».
Но если россияне, которые уже восемь лет пытаются выйти на рынок топлива для реакторов PWR, серьезно обосновывают безопасность своей продукции для него, то у Westinghouse, судя по всему, иной подход, и в Украине они не соблюдают святые для любого атомщика правила безопасности.
Напомним, что топливо марки Westinghouse имеет неудачный опыт эксплуатации в реакторах, построенных по российским проектам (ВВЭР-440 и ВВЭР-1000). Первые нештатные ситуации произошли на АЭС «Ловииза» в Финляндии, которая эксплуатировала кассеты американского производства ВВЭР-440. Оператору атомной станции – компании «Фортум» не оставалось ничего другого, как отказаться от эксплуатации сборок Westinghouse. Американцам пришлось закрыть производство кассет для реакторов ВВЭР-440 полностью. В 1993 году, в силу политических изменений в Чехословакии в начале 1990-х годов, было принято правительственное решение, что поставки топлива будет осуществлять американская компания Westinghouse. В 1993-м поставки топлива на АЭС Темелин были законтрактованы. За время эксплуатации американского топлива на блоках 1 и 2 АЭС Темелин было выявлено 67 негерметичных ТВС. По экспертным оценкам, коренная причина негерметичности сборок Westinghouse – сквозные повреждения твэлов в местах контакта с дистанционирующими решетками, что является довольно низким показателем надежности ядерного топлива для реакторов ВВЭР-1000. Попросту говоря, под воздействием температуры и потока нейтронов элементы топлива закручивались вокруг своей оси, что и приводило к искривлению и деформации топливной сборки. Искривления и нарушения геометрии топлива чреваты тем, что может начаться неконтролируемая самоподдерживающая цепная ядерная реакция со всеми вытекающими последствиями. В Чехии в 2009 году CEZ было принято беспрецедентное решение о досрочной выгрузке топлива. Понеся достаточно существенные экономические убытки, чешский оператор выгрузил это топливо. Однако украинцев это не испугало, и в 2010 году была начата загрузка этого топлива Westinghouse на второй и третий блоки Южно–Украинской АЭС. Из загруженных в свое время 126 сборок на сегодняшний день осталось только 66. Это связано с тем, что в 2012–2013 годах при перегрузках выяснилось, что с топливом опять начались проблемы, и было принято решение Государственного атомного надзора Украины о досрочной выгрузке и запрете на дальнейшее использование топлива Westinghouse на территории Украины. Но это было в прошлом году, а сегодня новое политическое руководство, судя по всему, исходит из чисто политических представлений и вновь начинает заигрывать с Westinghouse. Украина самостоятельное государство и может принимать, разумеется, любые собственные решения. Но спрашивается, почему использование топлива компании Westinghouse опасно и для репутации Росатома?
Дело в том, что украинцы используют топливо Westinghouse в смешанной зоне с российским топливом, поставляемым ТВЭЛ. И наши специалисты заметили, что дефекты, появляющиеся в топливе Westinghouse, влияют и на работу российских сборок. Проблема использования в Украине в реакторах ВВЭР американского топлива связана с тем, что в случае аварии все забудут, что оператор АЭС – Украина, а топливо – американское, и будут поднимать шум по поводу того, что это плохой русский реактор. Логика в этом, несомненно, есть. Топливная компания ТВЭЛ стала настаивать, чтобы их допустили к осмотру. Но этого, к сожалению, не произошло, поэтому в 2011–2012 годах ТВЭЛ был даже вынужден отправлять в НАЭК «Энергоатом» уведомление о том, что снимает с себя гарантии по эксплуатации российского топлива, поскольку если он не допущен, то он и не может понимать, что там происходит. Контрактом ТВЭЛа не предусматривается гарантия на работу в смешанных зонах российского ядерного топлива. По мнению экспертов ТВЭЛа, они располагают информацией, что при перегрузке, когда топливо Westinghouse теряло устойчивость и геометрические характеристики, российское топливо использовали в качестве своего рода каркаса, то есть ставили вокруг топливной сборки Westinghouse, чтобы оно удерживало ее как твердый каркас.
Российскую сторону складывающаяся ситуация с использованием топлива Westinghouse не может не беспокоить. Но удивляет, что Европа пока не интересуется этой проблемой. А ведь если произойдет авария, то европейское население в прямом смысле вряд ли останется в стороне.