Премьер-министр Республики Крым Сергей Аксенов, председатель Госсовета РК Владимир Константинов, председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин и мэр Севастополя Алексей Чалый празднуют воссоединение Крыма с Россией. Фото Reuters
Киевские власти собираются компенсировать свои потери в Крыму за счет национализации российской собственности. Под эти компенсации могут попасть активы РФ, российских госкомпаний и частных предприятий. Пока официальные юридические претензии Киева к России не сформулированы. Но самостийные захваты российской собственности в Украине уже начались. Тем не менее в России войну национализаций считают пока психологической атакой со стороны Киева. Об этом вчера заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
Глава Минюста Украины Павел Петренко обещает компенсировать потери украинского имущества в Крыму за счет российской собственности в Украине и даже за границей. «Что касается заявлений о национализации государственной собственности в Крыму и соответствующих природных ресурсов на шельфе Черного моря, мы официально заявляем, что если РФ признает эти действия крымской власти, то Украина оставляет за собой право применять адекватные меры по компенсации этих потерь за счет имущества, которое принадлежит РФ и находится как на территории Украины, так и в других странах. Мы будем это делать в строгом соответствии с международным и национальным законодательством», – заявил украинский министр. Объясняя, о каком имуществе может идти речь, Петренко назвал «объекты «Газпрома» на территории Европы».
Напомним, что в понедельник парламент Крыма постановил перевести в собственность республики украинские предприятия «Черноморнефтегаз» и «Укртрансгаз», которые находятся на полуострове. «Установить, что собственностью Республики Крым являются: движимое и недвижимое имущество публичного акционерного общества «Государственное акционерное общество «Черноморнефтегаз», расположенное на территории Республики Крым, его континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны…» – указано в постановлении крымского парламента.
Согласно документу, собственностью Крыма также признается «движимое и недвижимое имущество публичного акционерного общества «Укртрансгаз», расположенное на территории Республики Крым. В собственность Крыма переходит также «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами».
Реквизировать российские активы в Украине «в строгом соответствии с национальным законодательством» не составляет никакого труда. Такое решение может принять любой местный суд, причем в самые короткие сроки. А пример захвата 50 российских КамАЗов в украинском Чернигове силами «Правого сектора» показывает, что и судов можно не дожидаться. Теперь эти машины могут передать Национальной гвардии Украины и местным коммунальным службам. Такая же судьба может ожидать и любую другую российскую собственность на территории Украины.
Захваты имущества – это уже не единичные эксцессы. «По сообщениям жителей Украины, отъем собственности уже происходит по признаку политической и национальной принадлежности путем рейдерских захватов и носит массовый характер. В основном страдают от захвата собственности и бизнеса русскоязычные, евреи, выходцы с Кавказа – то есть люди, в отношении которых националисты настроены враждебно», – говорит руководитель Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Баст.
Под украинскую национализацию могут попасть многие десятки крупных предприятий. «От раздела имущества могут понести ущерб ЕвразХолдинг, АвтоВАЗ, РусАл, российские владельцы мобильных сетей, Внешторгбанк, Сбербанк и многие другие», – перечисляет аналитик MFX Broker Сергей Некрасов.
Украина теряет активы компании «Черноморнефтегаз».
Фото с сайта www.chernomorneftegaz.com |
Однако выигрыша в начинающейся войне национализаций Украина может не получить. После захвата российских активов Киев может лишиться экономических связей с РФ. А ведь ежегодный объем украинского экспорта в Россию – это около 18 млрд долл. (см. «НГ» от 12.03.14). Возместить такую сумму невозможно никакими КамАЗами. Даже захватив российскую собственность на 5 или 10 млрд долл., можно завтра потерять в два-три раза больше.
И в этом случае Киеву придется объяснять МВФ или Еврокомиссии, почему страна выбросила на ветер почти два десятка миллиардов долларов ежегодных поступлений. Поэтому война национализаций может оказаться для Украины крайне разорительной, что, вероятно, еще не осознали в Киеве.
«От взаимной национализации могут пострадать обе стороны в равной мере, так как ущерб по большей части будет оцениваться не стоимостью активов, а потерей в репутации и ухудшении инвестиционного климата.
Но экономическая целесообразность в решении украинского кризиса часто отходит на второй план», – говорит аналитик Инвесткафе Андрей Шенк. Тем не менее он считает развязывание войны национализаций маловероятным. «Неочевидно, что Киев будет национализировать активы российских компаний, в том числе государственных, так как это нанесет ущерб инвестиционному климату и серьезно ухудшит репутацию нынешнего кабинета министров в глазах инвестиционного сообщества», – считает аналитик.
Поэтому более вероятным он считает достижение некоего компромисса, в том числе с выплатой компенсаций, урегулированием задолженности и даже скидок на российский газ. Кроме того, захват собственности российских компаний в Украине могут не одобрить их иностранные акционеры. «У Сбербанка и ВТБ есть дочерние организации в Украине. Но поскольку у этих банков есть иностранные акционеры, то национализация имущества этих компаний крайне маловероятна», – говорит Андрей Шенк. Такая же логика может сработать и в отношении других российских компаний. Если Киев развернет национализацию, то Украина надолго лишится притока частных иностранных инвестиций в том числе и из стран ЕС. «Я не думаю, что национализация коснется частных компаний», – надеется эксперт.
Возможно, именно поэтому наши чиновники пока не воспринимают всерьез угрозу отъема российской собственности. Так, спикер Госдумы Сергей Нарышкин назвал психологической атакой угрозу Украины национализировать российские активы.
Между тем украинские власти надеются не только на доходы от национализации. Вчера украинский премьер Арсений Яценюк предложил обложить налогом доходы с крупных банковских депозитов. «90% украинцев имеют депозиты до 50 тыс. гривен (около 190 тыс. руб. – «НГ»). А 10% богатых должны делиться со страной и обществом», – цитирует украинского премьера «Интерфакс-Украина».