Замглавы Минфина РФ Сергей Сторчак называет события в Украине неожиданными. Фото РИА Новости
В Министерстве финансов РФ допускают возможность невозврата украинского долга по евробондам. Речь идет о тех 3 млрд долл., которые Россия предоставила Киеву в конце прошлого года. Минфин предупреждает – в случае дефолта Украины ее долг России не должен включаться в коллективную схему реструктуризации, а должен рассматриваться отдельно. Кто захочет учитывать эти пожелания Москвы, пока не ясно. Похоже, что любые власти в Киеве, так же как и международные кредиторы, не заинтересованы сохранять эксклюзивные права России на украинские активы.
О том, что риски неуплаты Украиной долга существуют, заявил заместитель министра финансов Сергей Сторчак. «Никто не ожидал, что ситуация будет развиваться по драматическому сценарию. В моей практике не было случая, чтобы держателем суверенных бондов эмитента выступал другой суверен, как в нашем случае. Соответственно я не припомню, чтобы такого рода обязательства не исполнялись, а попадали в реструктуризацию и тем более частично аннулировались. В этом смысле риски у нас, наверное, есть, но они совершенно другого плана, и они не такие большие» – цитирует Сторчака Интерфакс.
Суверенные гарантии, которые Украина дала России, означают, что обязательства по евробондам будут действительны в любом случае, независимо от действующей власти, однако полного возврата долга они тем не менее не обещают. И механизма получения назад 3 млрд долл. у нас, похоже, нет. Тем не менее, по словам Сторчака, надеяться на списание этого долга Украине не нужно. «Это было бы несправедливо», – отметил он, добавив, что в случае дефолта Украины Минфин РФ будет возражать против включения этой суммы в коллективную схему реструктуризации. Скорее Россия позволит отсрочить платеж или поменяет один финансовый инструмент на другой. Ситуация прояснится в июне, когда подойдет срок первого платежа.
«Мы не подарили эти 3 миллиарда долларов, против них стоят ценные бумаги и обязательства дебитора выплачивать 5% годовых по этим заимствованиям. Насколько велика вероятность невозврата, будет ясно достаточно скоро. Способность и готовность властей Украины обслуживать этот заем будет первой лакмусовой бумажкой в отношении того, что будет происходить дальше», – сказал Сторчак.
Напомним, что в конце прошлого года страны договорились о покупке российским правительством еврооблигаций на сумму 15 млрд долл., и вскоре после этого прошла первая сделка на сумму 3 млрд долл. Говоря об оставшихся 12 млрд долл., в правительстве утверждают, что юридических обязательств по их выплате у России нет, так что их судьба будет решаться на новых переговорах. Украина будет готова к диалогу с Россией после формирования нового правительства, заявил украинский МИД.
Между тем вчера в Киев для консультаций относительно немедленных экономических реформ прибыла группа экономистов из США. «Как только правительство сформируется, мы и наши международные партнеры сможем начать осуществлять немедленные шаги, чтобы помочь Украине экономически и осуществить реформы, необходимые для восстановления политического и экономического здоровья Украины», – сообщил первый заместитель госсекретаря США Уильям Бернс.
При этом в Евросоюзе считают, что и России следует продолжить оказывать помощь Киеву. «В плане международной финансовой помощи такие важные партнеры, как Россия, должны были бы, если возможно, участвовать в решении», – сказал официальный представитель Еврокомиссии Оливье Байи на брифинге в Брюсселе.
Однако трудно надеяться, что в случае дефолта кто-то из международного сообщества встанет на защиту интересов этого «важного партнера» и нам не придется прощать миллиардный долг, как это уже неоднократно случалось.
Опрошенные «НГ» эксперты считают, что сейчас для России риски остаться абсолютно ни с чем невелики. Виктор Неустроев, ведущий аналитик Wild Bear Capital, уверен, что российские правительство может согласиться и на частичный возврат долга. «Маловероятно, что эти облигации объявят нерыночными. Даже если Украина объявит дефолт, в крайнем случае эти долги можно будет реструктурировать и получить хотя бы часть долга. Хоть Минфин России и высказывается против этого, все держат этот вариант в уме», – считает эксперт.
Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева все же полагает, что украинские еврооблигации, которые были выпущены только для России, могут объявить нерыночными. Она напоминает, что прецеденты, когда страны не расплачивались с кредиторами по облигациям, уже были. «Не так давно подобная ситуация приключилась в Аргентине. В 2001 году она отказалась выплачивать долги по облигациям почти на 100 миллиардов долларов, что стало самым масштабным суверенным дефолтом в истории», – рассказывает Кокорева. Но вероятность такого сценария для нас невелика. «Украина на грани дефолта, но если в ближайшее время страна получит финансовую помощь, то его удастся избежать», – надеется она. С этим согласен аналитик компании «Русс-Инвест» Семен Немцов. «В настоящее время инвесторы оценивают вероятность дефолта Украины невысоко», – говорит он.
«Случаев отказа какой-либо страны платить по евробондам до недавнего времени зафиксировано не было, – рассуждает трейдер управления инвестиционных операций Ланта-Банка Виталий Ледовской. – Правда, более широкий круг кредиторов дает больше рычагов давления на должника в случае уклонения от своих обязательств по облигационным займам. В данном случае это плохо для России, так как она является единоличным владельцем долга». Тем не менее, считает Ледовской, на текущий момент риски минимальны.