Владимир Путин считает главу РСПП Александра Шохина надежным партнером. Фото РИА Ноовсти
Президентский Экономический совет обсуждал вчера состояние делового климата в России. Акценты были сделаны на совершенствовании таможенного администрирования, доступности энергетической инфраструктуры и регулировании строительства. По существу, была организована встречная проверка «дорожных карт» по улучшению бизнес-климата. О своей работе Владимиру Путину докладывали министерства и ведомства, а их слова могли подтвердить или опровергнуть предприниматели. Как выясняется, бизнес в целом удовлетворен переменами в таможенной сфере, но чувствует себя обманутым неисполнением налогового маневра, который обещал снизить фискальную нагрузку на реальный сектор экономики.
На заседании Экономического совета была проанализирована работа по нескольким «дорожным картам», подготовленным в рамках Национальной предпринимательской инициативы. Это направление курирует Владимир Путин, используя площадку Агентства стратегических инициатив (АСИ). Этот институт взаимодействия власти и бизнес-сообщества создан по инициативе главы государства. АСИ рассматривает и реализует проекты по совершенствованию процедур по ведению бизнеса в стране. Наблюдательный совет АСИ собирался 14 ноября текущего года, а вчера обсуждались положение дел в сфере таможенного администрирования, доступность энергетической инфраструктуры, а также правовое регулирование градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в строительстве. По каждому вопросу бизнес и профильные министерства представили свои отчеты. В числе докладчиков был и глава РСПП Александр Шохин. Таким образом, президент получил возможность увидеть объективную картину реализации «дорожных карт».
Получается далеко не все. Открывая заседание, Путин констатировал, что треть мероприятий по принятым «дорожным картам» в срок не исполнена – «целый ряд предложений бизнеса застрял в межведомственных согласованиях, порой ведомства предлагают ограничиться чисто косметическими мерами». Не менее удручающая ситуация, с точки зрения президента, в строительстве, и динамики изменений в этой области практически нет. «Так и не сформированы прозрачные механизмы выделения земли под застройку, не утвержден исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство. Зачастую предложения предпринимателей проходят через рабочую группу, одобряются, а затем в недрах ведомств изменяются до неузнаваемости», – сказал Путин. Похвалы удостоилось Минэнерго, которое упростило и удешевило процедуры подключения предприятий к энергосетям. А Федеральной таможенной службе удалось улучшить систему таможенного администрирования. Например, введено предварительное информирование при прохождении таможенных процедур, а также электронные способы внесения таможенных платежей.
Представители бизнеса, опрошенные «НГ», также были сдержанны в оценках реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы и вообще эффективности АСИ. Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков согласен с президентской критикой ситуации в строительстве. С повышением доступности энергетической инфраструктуры он тоже не видит особенного прогресса. Зато, по мнению эксперта, динамично совершенствуется таможенное администрирование. В 2014 году вступят в силу новые законы, в значительной мере облегчающие работу участников внешнеэкономической деятельности. Многое сделано для упрощения регистрации юридических лиц и совершенствования налогового администрирования. Однако налоговый маневр так и не был осуществлен. Между тем этот вопрос для делового климата имеет принципиальное значение. Существующая фискальная нагрузка ставит Россию в заведомо проигрышную позицию по сравнению с Казахстаном и странами Восточной Европы.
Управляющий директор компании Оctopus Мария Гиносян считает, что предприниматели и чиновники, объединив усилия, смогут улучшить условия ведения бизнеса вообще и повысить доступность энергетической инфраструктуры в частности. «Из опыта работы нашего предприятия, специализирующегося на строительстве газопоршневых ТЭС, могу подтвердить наличие избыточных административных барьеров, что отражается на сроках реализации проектов. Потери на бюрократических процедурах составляют до 300 дней. Власти обещают в два раза – с 10 до 5 – сократить количество инстанций, в которых пока приходится получать и согласовывать документы. Например, есть планы отменить согласование проектной документации в органах Ростехнадзора для проектов ТЭС мощностью менее 150 киловатт. Хотелось бы, чтобы они не остались на бумаге», – надеется Гиносян.